Bаdkubi написал(а):Это - вопрос на миллион. Я сам не разобрался.
Я - тоже.
Но могу я подчеркнуть одну деталь? Обратите внимание, Badkubi: уже в самых ранних античных правовых текстах (законах Драконта и Солона) проявляется начало универсалисткое. Это еще не все. Платон и Аристотель обосновали модель олигархического государства с четким разделением функций.
Но, в то же время существовал феномен античного гражданского общества. Страты социума у греков и римлян не были жестко отграничены друг от друга, представитель одной страты мог, в принципе, перейти в более высокую страту.
Разумеется - речь не идет о рабах и метэках. Но с течением времени, немало вольноотпущенников прошли даже в сенат. Вещь невозможная в других обществах Древнего мира в принципе.
И это на фоне почти кастовой системы Ирана, замкнутого Древнего Египта, иерархического Китая.
Когда на германский культурный ландшафт средневековой Европы (очень оригинальный, к слову) стала наслаиваться рецепция римского универсалисткого права, силы европейцев утроились. Уже в период крестовых походов Европа стала конечным адресатом вывоза предметов роскоши и пряностей. До полномасштабной рецепции стала развиваться готика, а это уже говорит о многом...
Плюс - морской характер европейских наций, в противовес косному континентальному мышлению ближневосточных и азиатских.
Плюс - "секретное оружие" европейцев, строгая моногамия, способствовавшая образованию высококачественной родовой аристократии.
Разумеется, исламская цивилизация тоже может быть названа наследницей античной.
Причина ее ослабевания тоже очень и очень сложная, комплексная. Это - материал для размышлений на целую тему.
Далее:
Точкой разрыва, на мой взгляд, можно считать, когда Запад перешел от цехового производства к мануфактурному. Тогда отставание Ближнего Востока от Запада стало катастрофическим. А в самом Западе разрыв между Англией и другими странами стал заметен с момента начала процесса огораживаний. Между тем, мануфактурное производство - это не так просто, как кажется. Это и моменты правовые (римский принцип равноправия, воплощающийся в правовое равноправие аристократа и успешного бизнесмена из третьего сословия) и изменение мышления общества (образование proles, рядового солдата новой цивилизации) и... многое другое. А в цивилизационном отношении Ближний Восток в период позднего средневековья, все-таки был не столь склонен к мануфактурному производству. Здесь всегда были успешны торговые республики, аграрные империи; общества купцов и воинов, но никак не капиталистов западного образца.
И сейчас старые модели продолжают работать по гигантской инерции, набранной за сотни лет разгона. Декларациями здесь мало что изменишь. Как верно заметили, светские режимы Ближнего Востока в технократическом отношении даже слабее теократических.
(...а я произнес марксисткий спич. Впрочем, я всегда признавал, что в своей критике Маркс часто оказывался правым...)
Но это только одна из многих причин. Человек, проигравший в шахматы, всегда винит роковую комбинацию, повлекший за собой мат, не замечая, что ни одни его ход не был совершенен.