У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Интересные факты о развитии Ирана

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

В моих руках - сборник статей иранских учёных (в основном, пребывающих зарубежом, но не только) о иранской экономике и общественном развитии:

"Contemporary Iran: Economy, Society, Politics" (Современный Иран: экономика, общество, политика), под редакцией профессора Али Гейссари, выпускника Тегеранского университета, защитившего диссертацию в Оксфорде и ныне преподающего в университете Сан-Диего (Калифорния, США, где как известно, сконцентрировано большинство выходцев из Ирана в Штатах).

В этой теме я буду выкладывать переводимые мною на русский (с английского) фрагменты из статей и материалов этого сборника вкупе со своими комментариями и вопросами к участникам форума. Буду благодарен за квалифицированные ответы.

2

Фархад Хосрохавар: Новая научная школа Ирана.

Число публикаций в международных научных журналах  по "ведущим" странам мусульманского Востока: Турции, Египту, Саудовской Аравии, Пакистану и Ирану за 1993-2002 год было примерно следующим (понятно, что это не самый надёжный критерий, но простой и понятный):

Турция: 45 тыс.
Египет: 23 тыс.
Сауд.Аравия: 14 тыс.
Пакистан: 9 тыс.
Иран: 6 тыс. (5776 статей)

Однако уже за 2006 год показатель Ирана составил 6748 статей в сравнении с 3591 статьями у Египта и 17916 у Турции. Надо сказать, что показатель неуклонно рос с 1989 года:

1975=305 (для сравнения)
1989=158
1990=173
1991=240
1992=281
1993=309
1994=400
1995=528
1996=574
1997=665
1998=876
1999=1103
2000=1318
2001=1440
2002=1872
2003=2782
2004=3822
2005=5776
2006=6748

Вопреки существующему мнению, которое господствует даже у многих иранцев, научные достижения Ирана - [заметные в основном в физике, физхимии и некоторых областях математики]  - не являются всего лишь остаточными явлениями от т.н. былой роскоши шахских времён. Большинство из тех, чьи исследования публикуются в наше время, молодые или относительно молодые люди, принадлежащие ко второму или даже к третьему поколению после Революции. Их возраст между 25 и 45 годами, их отцы уже на пенсии либо являются их стратегическими руководителями. Научные учреждения, В которых они работают, либо вообще созданные с нуля после Революции, либо плод серьёзных модификаций и расширений уже существовавших. Примером первого может послужить Институт Теоретической Физики и Математики, примером второго - университет Шираза в его нынешнем виде.

3

Фархад Хосрохавар: Новая научная школа Ирана. (Продолжение)

Источник вышесуммированных данных автор статьи приводит: Шапур Этемад, Яхья Эмами, Mainstream Research in Iran 1970+, журнал راه ‌‌یاف  , #37 (Иран).

Первые годы революции были катасрофой для иранской науки, как бы не относиться к самой революции. Многие учёные были просто выброшены из вузов в ходе того, что так и называлось "чисткой" (پاک‌سازی), другие покинули страну сами. Три года подряд университеты были закрыты (кроме медицинских вузов: их власти были вынуждены открыть уже через два года). Т.н. "исламские союзы" приобрели невиданную власть в вузах, и достаточно было тени подозрения в контрреволюции на профессоре, чтобы определить его профессиональную судьбу. Это привело к общему и научному регрессу высших учебных заведений.

Длительная война с Ираком (دفاع مقدس) привела к дополнительному ослаблению вузов и научной школы:
-как и сама по себе (в силу экономического упадка);
-в силу гибели потенциальных студентов на фронте
-в силу усиления утечки мозгов из страны

Спасшей иранскую теоретическую физику была, по сути дела, небольшая группка учёных из Тегерана, возглавляемая Голямрезой Хосровшахи и Хоссейном Зияи (последний, надо сказать, позднее переехал в США), а также ныне известными в Иране физиками: Фархадом Ардаланом, Фирузом Партови, Резой Мансури и другими. Группа тайно собиралась по вторникам в городке Бабольсар на севере Ирана. Позднее на основе тех, кто посещал собрания данной группы, после её "легализации", была создана иранская Организация по Атомной Энергии.

4

Фархад Хосрохавар: Новая научная школа Ирана. (Продолжение)

Физики (в силу заинтересованности режима в создании атомного оружия) являются наиболее привилегированной и многочисленной категорией среди научной касты Ирана. Их культурная гомогеничность и твёрдая воля к меритократии в научных кругах помогают им в переговорах с Министерством науки.  Физиков (и других представителей точных наук в Иране) можно условно подразделить на четыре категории:

1. Искренние революционеры, пошедшие в науку исключительно ради того, чтобы усилить режим (в том числе и через искоренение "неисламского духа" в науке). При этом, по наблюдениям респондентом Хосрохавара, из этих кругов впоследствии выходят неплохие учёные, т.е. политическая ангажированность не мешает формированию специалистов.

2. Прагматики-националисты, пусть и не проникнутые исламской идеологией, но желающие служить государству через самореализацию в области науки.

3. Люди, которые искренне хотят заниматься именно наукой.

4. Люди, которые используют возможность получить научную степень как трамплин для эмиграции.

Хосрохавар уточняет, что при шахе аспирантур (и, соответственно, возможности получить научную степень) в области точных наук в Иране не существовало. Те, кто желал продолжить образование после получения диплома, уезжали в Европу (иногда - за государственный счёт).  Ситуация переломилась в конце 1980-ых, когда появились аспирантуры у ряда иранских вузов.

Это один из парадоксов революции: она уничтожила старую систему, но в то же время и сломала её барьеры. Вызвав вначале невиданный спад научной деятельности, она тем самым освободила пространство для новых идей и новой научной работы. Решение создать в Иране аспирантуры, с одной стороны, подвергло научные звания некоторой инфляции; с другой же стороны, дало возможность углубить свои знания и получать реальный живой науки тысячам молодых специалистов.

При этом, согласно Хосрохавару, в иранской научной школе остаются нерешёнными следующие проблемы:

-должны ли научно-исследовательские центры быть выделены в отдельные, немногочисленные НИИ - своеобразные "башни из слоновой кости", или более эффективным является массовое распыление научно-исследовательской деятельности по всем вузам?
-должно ли уделяться серьёзное внимание чистой науке, или она Ирану не нужна, поскольку надо концентрироваться на практических исследованиях? Проще говоря, может ли иранская наука и культура позволить себе отказаться от собственных фундаментальных исследований и тем самым обречь себя на постоянную опору на научную школу Запада?
-должны ли в исламском обществе учёные становиться такой же личностной моделью для подражания, какою (в идеале) бывают вероучители и богословы? Или учёный - это всего лишь скромная прикладная социальная функция?

Мои вопросы:

1. Чем в действительности обусловлен "научный бум" Ирана? Только ли вливанием нефтяных денег и их грамотным расходованием? Или ещё до революции был заложен некий фундамент, реализовавшийся только поколения спустя? Или дело не столько в деньгах, сколько в том "парниковом эффекте", который достигается путём защиты иранской молодёжи от массовой попсовой культуры?

2. Насколько можно сравнить нынешнюю ситуацию в иранской науке и в этом социальном слое (молодые учёные) с тем, что существовало в Советской науке в 1960ые годы? На мой взгляд, Есть несколько объединяющих факторов (недавняя урбанизация и недавняя большая война)

3. Как рост научного сообщества и популяризация науки меняют восприятие иранским обществом в целом собственной культуры?

Отредактировано Crook (2009-06-28 23:22:13)

5

Похожие вопросы мы обсуждали в теме Индустриализация в Иране
Что же касается проблемы создания атомного оружия в Иране и любых вопросов, затрагивающих военные темы, то давайте оставим эти вопросы в стороне. Мы не говорим о политике и войне.

6

Джаваж Салехи-Исфагани (صالحی اصفهانی) "Нефтяное благосостояние и экономический рост"

Самое интересное в этой статье - это статистические данные, собранные автором по крупиц из того, что ему раскрывыали иранские ведомства. (см. стр. 20 в анализируемом сборнике).

Доля семейств, живущих в собственном доме:
Городское население:
1984: 71.3%
1989: 73.6%
1994: 74.2%
1999: 74.1%
2004: 68.3%

Сельское население:
1984: 89.4%
1989: 89.7%
1994: 87.6%
1999: 86.8%
2004: 86.0%

Кол-во метров квадратных жилья на человека:
Городское население:
1994: 25.0
1999: 26.4
2004: 28.3

Сельское население:
1994: 16.3
1999: 18.2
2004: 21.3

Доля семейств - обладателей личного автомобиля:
Городское население:
1984: 17.2%
1989: 17.2%
1994: 17.1%
1999: 17.4%
2004: 25.8%

Сельское население:
1984: 2.8%
1989: 3.6%
1994: 4.2%
1999: 5.1%
2004: 9.3%

Доля семейств - обладателей стиральной машины:
Городское население:
1994: 48.4%
1999: 52.4%
2004: 64.3%

Сельское население:
1994: 12.3%
1999: 15.7%
2004: 23.4%

7

Роксана Бахрамиташ: Трудоустройство женщин

Ниже привожу свой перевод раздела её статьи, посвящённого парадоксального влияния образования на роль женщин на рынке труда:

Школьное образование было важным фактором в замедлении и, затем, медленном повышении уровня участия женщин на рынке труда. Чтобы подчеркнуть значение этого фактора, мы проанализировали долю учащихся в женском населении от 10 лет и старше. Это доля имела тенденцию к росту с 1930-ых годов, но настоящий скачок от 4% до 10% был сделан 1970ые годы, при этом в основном засчёт городского населения.В 1980-ые годы доля девочек, посещающих школы, упала в городе, но выросла в сельской местности, и последняя - настолько сильно, что общая доля учащихся в женском населении возросла! Вопреки гипотезе, выдвинутой Бехдадом и Номани в их статье, это происходило несмотря на то, что труда молодых женщин очень важен в сельской местности и происходящее падение уровня задействованности молодых женщин на рынке труда было очень заметным.

[…]

Результатом усилий по привлечению женской части населения к школьному образования стал резкий рост процента грамотности среди женщин. В 1976 более 70% работающих женщин были неграмотны, в 1986 – только 36%. К 2006 эта доля снизилась до 12%. Косвенно это подтверждает нашу гипотезу о том, что потерянные ради образования «работы» были в основном работами, предполагающими низкую квалификацию.
Полное среднее и высшее образование также развивались (высшее - особенно с начала XXI века), и, как результат, трудоустройство женщин сильно сместилось в сторону рабочих мест, требующих квалификации и образования. Нам не удалось обнаружить сопоставимых исследований, проведённых в других странах региона, кроме Турции, где процент работающих женщин с высшим образованием в 2005 году составил 14% от числа работоспособных женщин, в то время как в и Иране в то же время этот показатель достигал 36.7% (в 1976 году – 5.2%, надо сказать, что частично это объясняется очень большой молодостью населения Ирана). При этом тенденция далека от стабилизации: к 2006 году доля женщин среди студентов превысила 50%, а доля женщин с высшим образованием среди женского работоспособного населения – 40%.

8

Думаю, что материалов я изложил достаточно. Остальные не подходят по тематике данного форума.

Вопросы будут?