Упражнение
Выполните правила сандхи:
Ti + Iz «конечно»
atxu + una «сказанное в подтверждение»
ati + apa «подошедший»
acsa + iriAn «и женщина»
e + uhMa «миру»
i + vrvz «быть старым»
ani + atazvrv «серебряный»
atxu + arf «изрекать»
Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Другие восточные языки » Уроки авестийского языка
Упражнение
Выполните правила сандхи:
Ti + Iz «конечно»
atxu + una «сказанное в подтверждение»
ati + apa «подошедший»
acsa + iriAn «и женщина»
e + uhMa «миру»
i + vrvz «быть старым»
ani + atazvrv «серебряный»
atxu + arf «изрекать»
Согласные сандхи
Если при образовании словоформы соприкасаются две согласные, они в некоторых случаях претерпевают преобразования.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Спирантизация.
а) Если к взрывному заднеязычному, палатальному или губному прибавляется сонорный m/n/r, то он изменяется во фрикативный следующим образом:
б) Если к взрывному заднеязычному или палатальному прибавляется глухой C/t, то он оглушается и изменяется во фрикативный:
в) Аналогичным образом губные спирантизируются перед C:
Cf = C + b/p
Напротив, в отличие от остальных иранских перед t губные не спирантизируются (NB!):
tp = t + b/p
Отредактировано Saraxs (2009-12-13 17:13:13)
г) Если к взрывному переднеязычному t прибавляется сонорный m/n/y/w/r, он спирантизируется:
q < - t
Примечание: для d правила спирантизации не отличаются регулярностью и не зависят от следующих за ним сонорных.
д) Если за любой зубной следует t, то она переходит в s.
Если за любой зубной следует D или d, то она переходит в z
ts = t + D/d/q/t/T
Dz/dz = D/d + D/d/q/t/T
Замечание.
Одна из характерных черт языка Гат заключается как раз в отличиях спирантизации. Так, правило а) для звонких согласных в Гатах не действует – argu, в правиле б) наблюдается не оглушение, а наоборот озвончение всей группы – aDxu и Advgoa, зачастую озвончение наблюдается и в правиле д) Adzad = at + dad. Данная черта сближает язык Гат с восточноиранскими.
Отредактировано Saraxs (2009-12-13 20:38:12)
Сарахс, спасибо за уроки. Лично я с вами, только плетусь очень тихо... А тут еще вижу, что сандхи в авестийском имеется... опять орфографическая хирургия предстоит.
Не могу найти клавишу для буквы, которая "весьма редкий звук, представляющий собой смягченный вариант предыдущего, фактически среднеязычный, наподобие персидского ng"...
Не могу найти клавишу для буквы, которая "весьма редкий звук, представляющий собой смягченный вариант предыдущего, фактически среднеязычный, наподобие персидского ng"...
Это знак вопроса ?
А тут еще вижу, что сандхи в авестийском имеется... опять орфографическая хирургия предстоит.
Спешу вас обрадовать, внешних сандхи в авестийском фактически нет А внутренние нужны для понимания процессов словобразования и словоизменения, так что зубрить их ни к чему, к наглядной их иллюстрации мы перейдём, когда дойдём до соответствующих тем словобразования и словоизменения.
Это знак вопроса
Спасибо, Сарахс. А я думал, знак вопроса - он и в древнем Иране знак вопроса, и вообще не обращал на него внимания.
Отредактировано Saraxs (2009-12-14 12:02:43)
Как я понял, выражаясь санскритским языком, есть повышение в степени гуна и вриддхи внутри слов. А если на стыке двух полноценных слов (без префиксов и суффиксов)? Происходит ли тут сандхи?
Как я понял, выражаясь санскритским языком, есть повышение в степени гуна и вриддхи внутри слов.
Да, этому будет (по воле Господа) посвящён третий урок.
А если на стыке двух полноценных слов (без префиксов и суффиксов)? Происходит ли тут сандхи?
Практически нет. Я это оговорю ещё.
Отредактировано Saraxs (2009-12-14 16:16:02)
Отредактировано Saraxs (2009-12-14 15:45:46)
Урок 3. Корни и его ступени
Корень, основной элемент слова, в авестийском языке всегда односложен, то есть содержит одну гласную. Число согласных в корнях может колебаться от нуля до четырёх, причем перед гласной корня может быть три согласных, если первая s, а после гласной – две. Большая часть корней является глагольными, то есть предполагает прямое образование от себя соответствующего глагола. В качестве имён корни обычно осложняются различными аффиксами, но возможны и корневые имена без аффиксов.
Отредактировано Saraxs (2009-12-15 20:51:55)
Ступени корня.
Слогообразующая гласная корня имеет ступени три ступени чередования. Помимо первой ступени, называемой также исходной, нулевой, теоретически корень может иметь ещё две ступени расширения: гуна (средняя, полная) и вриддхи (долгая). Корень в слове проявляется в одной из ступеней в зависимости от различных морфологических правил, то есть зависит от того, в какой грамматической форме или в каком словообразовательном типе участвует данный корень.
Ступени различных гласных:
Замечание: таким образом видно, что сочетания типа r + a подобны дифтонгам.
Если в ряду I / i перед гласной корня находится j / c, то в Гуне и Вриддхи она в большинстве случаев чередуется с g / k
Похожие ряды чередований наблюдаются у корней, где за гласным a следует носовой сонорный m / n, который в этой позиции приобретает свойства гласного звука и конечного компонента дифтонга, с той лишь разницей, что в нулевой ступени носовой сонорный превращается в А:
Примеры:
Корень -nam: -am / -nam / -nAm «думать»
Корень -mag: -ag / -mag / -mAg «шагать», «идти»
Если в корне гласная a стоит после сонанта w / r / y, то в нулевой ступени она выпадает, а гласной корня становится гласная, соответствующая сонанту, в результате чего получается система чередований типа санскритской сампрасараны:
Примеры:
Корень –zaY: -zi / -zaY / -zAY «почитать»
Корень –dzays: -dZis (NB! чередование по типу согласных сандхи п. 3е) -dzays / -dzAys «исчезать», «удалять»
Корень –saW: -su / -saW / -sAW «желать»
Корень –bvrvg: -bvrvg / -barg / -bArg «хватать», «получать»
В некоторых корнях долгая гласная A содержится уже в нулевой ступени, такие корни фактически не участвуют в чередованиях. Однако если гласная корня A сочетается с n, то возникают чередования по основному типу:
Примеры:
Корень –Ap: -Ap / -Ap / -Ap «защищать»
Корень -naz: -Az / -naz / -nAz «рождать»
Упражнение
Образуйте три формы чередований от корней:
-nak «копать»
-svrvp «спрашивать»
-Irf «любить»
-uts «восхвалять»
-vrvts «расстилать»
-jab «распределять» (в нулевой a)
-in «вести»
-urm «говорить»
-ip «питать»
-urs «слышать»
-caW «говорить»
-vrvp «переходить»
Урок 4. Существительные
Практически все существительные образуются при помощи присоединения к корню различных суффиксов, при этом для образования существительного по определённой словообразовательной модели корень берётся в определённой сттупени. Образованное таким образом существительное называется основой, которое вступая в предложении, подвергается изменению по падежам. Выделяется два типа существительных: первичные и вторичные существительные.
1) Первичные существительные. Первичными существительными называют имена, образованные путем добавления суффикса к корню. При добавлении суффикса корень может изменяться по трём ступеням чередования.
Некоторые суффиксы обладают определённым значением и приобретают большую или меньшую регулярность.
1. rat-. Образует имена деятеля
«возливатель», «священник» ratoaz = rat + Uz «возливать»
«Создатель» ratAd = rat + Ad «создавать»
2. ha- (hMa-) Образует имена результата действия
«помысел» hManam = ha + nam «мыслить»
«поклон» hMamvn = ha + mvn «сгибаться»
3. nam- Примерно то же значение
«творение» namAd = nam + Ad «творить»
4. tAt- Образует абстрактные имена
«бессмертие» tAtvrvma = tAt + vrvm «умирать» + a «не»
5. Суффикс имён действия: arq- (art-)
«передвижение» arqvracarf = arq + rac-arf «передвигаться»
«одежда» artsaW = arq + hMaW «одевать»
6. Аналогичный суффикс it-
«жизнь» itIj = it + Ij «жить»
«получение», «награда» iCa = it + vrv «получать»
7. Суффикс пассивных существительных aq-
«еда» aqvraX = aq + raX «есть»
«рождение» aq&z = aq + naz «рождать»
2) Вторичные существительные образуются от имён, привнося новое значение, преобразовывая признак в существительное, добавляя уменьшительный оттенок:
«Господь бытия» aruha = ar + uha «бытие»
«превосходство» tAtarapu = tAt + arapu «верхний»
«человечек» akayCam = ak + ayCam «человек»
Урок 5. Прилагательные
Качественные прилагательные представляют собой имена, непосредственно образованные от корня с помощью суффиксов, большинство из которых уже утратило продуктивность, что превращает такие прилагательные в застывшие образования.
(u-) usa «быстрый»
(am-) amvrag «тёплый»
(ar-) arIrs «красивый»
(at-) atNvps «святой»
(TNa-) TNazvrvb «высокий»
Относительные прилагательные образуются от имён, большинство суффиксов здесь продуктивны.
1. ay-
«мужской» ayrian = ay + ran «муж»
«земной», «принадлежащий миру живых существ» ayqEag = ay + AqEag «живое существо»
2. an(a)-или ani-
«арийский» anayria = an + ayria «арий»
«словесный» anihacaW = ani + hMacaW «слово»
3. Суффикс имени прилагательного материала anEa-
«металлический» anEahMaya = anEa + hMaya «металл»
4. Суффикс приверженности, постоянного отношения nu- / naw(a)-
«праведный», «приверженец истины» nawaCa = naw + aCa «истина»
«приверженец огня», «священник» nawarqA = naw + ratA «огонь»
5. Наиболее продуктивные суффиксы Taw- / TNaw- и Tam- / TNam образуют множество относительных прилагательных со значением «обладающий признаком».
«телесный», «материальный» tNawtsa = tNaw + tsa «кость», «тело»
«мощный» tNawama = tNaw + ama «смелость», «мощь»
«лживый» tNawgvrd = tNaw + jurd «ложь»
«разумный» tNamutarx = tNam + utarx «разум»
Притяжательные прилагательные для авестийского нехарактерны. Существует лишь несколько образований с суффиксом i-
«заратуштрин», «зороастриец» irtSuqaraz = i + artSuqaraz «Заратуштра»
«принадлежащий Ахуре» iriUhA = i + aruha «Ахура»
К притяжательным прилагательным приближаются патронимы (отчества), которые образуются с помощью суффикса ana-
anapsAmut awazu «Узава, сын Тумаспы»
Степени сравнения прилагательных.
Степени сравнения образуются от качественных прилагательных или относительных, выступающих в роли качественных. В авестийском языке две степени сравнения (сравнительная и превосходная) и два способа их образования: непосредственно от корня и от основы.
1) Образования от корня.
От корня степени сравнения образуются у простых прилагательных, прежде всего с показателем u-, а также у некоторых первичных прилагательных на a-. В сравнительной степени непосредственно к корню добавляется суффикс hay-, в превосходной – atSi-.
«самый быстрый» atSisa / «более быстрый» haysa / «быстрый» usa
«наилучший» atSihaW / «лучше» hayhaW / «благой» uhoW
«наихудший» atSica / «хуже» hayKa / «злой / дурной» aka
Некоторые качественные прилагательные с непродуктивными суффиксами образуют степени сравнения этого же типа, причём словообразующие суффиксы отпадают, а суффиксы сравнения ставятся непосредственно к корню. (ср. рус. широкий – шире)
«святейший» atSinvps / «святее» haynaps / «святой» at-Nvps
«самый могущественный» atSiwvs / «мощнее» haywas / «могучий» ar-us
«прекраснейший» atSEars / «красивее» hayars / «красивый» ar-Irs
«величайший» atSizam / «больше» hayzam / «великий» tNa-zam
2) Образования от основ
Этим способом степени сравнения образует большинство прилагательных на a- и суффикс TNaw-. При этом к основе слова в сравнительной степени прибавляется – arat-, в первосходной – amvt-. Если основа прилагательного оканчивается на a-, то эти суффиксы воспринимаются как отдельные слова и присоединяются к основе, стоящей в именительном падеже, механически, без сандхи:
«самый могучий» amvtOrGu / «более могучий» aratOrGu / «могучий» arGu (Имен Пад OrGu)
«самый целительный» amvtOyzaCEab / «более целительный» aratOyzaCEab / «целительный» ayzaCEab (Имен Пад OyzaCEab)
Если же основа прилагательного оканчивается на TNaw-, то происходит сандхи ts = t + t (см. п. 1д), причём сам суффикс TNaw- выступает в «слабом» варианте Taw-
«сильнейший» amvtsawama / «более сильный» aratsawama / «сильный» TNawama
«самый победоносный» amvtsawarqvrvW / «более победоносный» aratsawarqvrvW / «победоносный» TnawarqvrvW
Второй способ образования степеней сравнения намного более продуктивен, чем первый. Теоретически по такому образцу степени сравнения могут образовываться от любой именной основы, в том числе и от существительных.
Например, amvtOrtSuqaraz «самый заратуштрейший», титул верховного священнослужителя.
Спасибо, Сарахс. Безнадежно отстал, но потихоньку учу, бросать не намерен... "«самый заратуштрейший», титул верховного священнослужителя" - интересное прилагательное, тем более в превосходной степени звучит по-особому.
Элион, мне приятно, что кто-то пользуется моей писаниной. Но собственно вам-то куда торопиться? Я надеюсь на долгие года здравствования форума и вместе с ней этой темы.
Если кто смотрел Рамьяра Каранджиа, видно, что за основу я беру его самоучитель. Только мне приходится не только перерабатывать его материал под русскоязычного изучающего, но и дополнять его в тех местах, где на мой взгляд, описание слишком поверхностно. Признаться, мне самому интересно, потому что я досели никогда не изучал авестийский вот так - систематически по учебнику.
Вы здесь » Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура » Другие восточные языки » Уроки авестийского языка