Собственно Агры.
Да простят меня курды, живущие в этом городе, но на меня Агры произвел неприятное впечатление – и дело тут вовсе не в отсутствии туристов как класса. Серо, грязно, по вечерам ветряно – даром что горы кругом. Дождливо, да. Местные говорят, что я просто «не в сезон» попала, а вообще у них красиво – ну, может быть, но проблема выхода куда-нибудь вечером сохраняется. Несколько чайных, работающих до последнего клиента, коих тут немного, и достаточно много интернет-кафе, куда меня мой благоверный и на шаг не подпустил, ибо «кафе кишат субъектами мужского пола, переполненными гормонами, ибо ищут себе там (в интернете, то бишь) подруг, так как больше искать негде». Вообще, увидеть после наступления темноты на улице женщин – большая редкость (как и детей, впрочем), а уж женщин без сопровождения мужчин - вообще нонсенс. За полторы недели я не видела ни одной работающей женщины: ни в кафе, ни в магазине… Хотя вру – одну видела – работает в местном отделении полиции по выдаче икаметов иностранцам (супруг подсказал, что «много» женщин работает – и все в государственных службах, только где – непонятно, хотя по логике в больнице точно должны работать).
Впрочем, в плане одежды местные женщины немногим отличаются от жительниц того же Стамбула – разве что мини я здесь не встречала, а так – и хиджабы, и паранджи и их полное отсутствие – правда, если волосы и крашеные, то в темных тонах – русых и тем более блондинок встречено не было.
В основной своей массе, видимо, жители придерживаются традиционных взглядов о женщине, как о «хранительнице очага», или по-простому домохозяйке. Зато, собравшись в компании по 3-4 человека, дамы с удовольствием ходят друг к другу в гости (днем, естественно), где обсуждают не только детей-мужей и семью в целом, но и размышляют на тему Корана или «что делать после намаза?» Существуют даже некоторого рода «кружки» изучения Ислама и Священного Корана для женщин – обычно раз в неделю и чаще всего по пятницам, когда мужчины отправляются в мечеть на пятничную молитву.
Разговаривают тут по-разному – вместе с турецким часто можно услышать курдский, а иногда и их невероятную смесь – и тогда вообще непонятно, как они друг друга понимают.
Одна из традиционных проблем этого (как и многих других турецких) города – грязь и отсутствие мусорных контейнеров. Это я наблюдала в Стамбуле и Фетхие, здесь тоже мусорный контейнер – большая редкость, а потому к вечеру по городу вырастают мусорные кучи – где побольше, где поменьше – которые утром убираются, освобождая место новым…
Удивительное дело, обычно во время дождя улицы свежеют, вода уносит пыль и грязь, становится будто бы чище. Здесь все наоборот, вода как будто приносит грязь, пройти после дождя (да и во время его) по улице и остаться чистым – занятие совершенно невозможное…









Большинство улиц – узкие серые полосы, иногда встречаются уже упоминавшиеся чайные, интернет-кафе, редки (что меня удивило) аптеки, часты маленькие продуктовые лавочки – почти в каждом доме. Центральная улица (вряд ли кого-то удивит название Cumhuriyet Caddesi) – как всегда, магазины, лавочки, кафешки – но в отличие от туристических районов, кафешек мало, а «разговорные» языки – турецкий и курдский. Английская речь или ее знание – редкость. Чаще – за неимением практики, ибо «учили» многие. Протяженность этого «чуда» - метров 300, и – все. Больше смотреть нечего. Вся жизнь замирает с наступлением темноты…
Говорят, что «развлекаться» местные ездят в соседние более-менее большие города (ну, то есть побольше этого) – хотя бы в тот же Догубайазыт (около 80 км); ближайший кинотеатр – 160 км, ближайшее озеро – 130 км. Это – самые посещаемые места для развлечений и семейных пикников. Каждый день не наездишься… Вот и получается – только в выходные, коих чаще всего у главы семейства один, да и то – если с погодой повезет…
В общем, живут по-старинке – работа, дом, телевизор, гости… Что ж, попробую в выходные выбраться «в кино» - посмотреть и на это местное чудо.
На фото можно увидеть центральную и прилегающие к ней улицы (съемка вечером – это вечер субботы, выходной день) и центральную мечеть.