Решил ознакомить форумчан с материалами по иранской культуре, которые я собираю уже несколько лет. И начну, конечно же, с мифологии древних персов, отражённой в зороастрийских религиозных текстах. Может быть, эта информация хорошо известна многим знатокам-востоковедам, но всё-таки она необходима для понимания эволюции духовной культуры Ирана. Итак, начнём с темы:
ДЕМОНЫ И МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
Религиозные тексты зороастрийцев подробно описывают демонов и сказочных существ, населявших Древнюю Персию. Самый информативный источник по указанной теме - это Авеста, но более поздние тексты типа Бундахишна также детально рассказывают о мифических существах.
Демоны и злые силы
В Древней Персии существовало два типа злых сил: те, которые нападали непосредственно на людей, и те, кто находился рядом с ними, ожидая возможности навредить им, их урожаю и животным.
Злых существ обычно называли "яту", но этим же словом обозначали и их противников, т. е. тех, кто противостоял злу. Это были чародеи (современное персидское слово, обозначающее чародейство и магию - "джаду", а "джадугар" - это колдун). Демонов называли "дэвами". Данный термин происходит от древнего слова "дэва", которое обозначало бога (ср. лат. deus). Как известно, дэвы занимают видное место в национальном эпосе "Шахнамэ". В частности, Сиямека, сына первого царя мифической Пишдадидской династии убивает Чёрный дэв, сын бога зла Ахримана. Затем сын Сиямека Хушенг вступает в битву с Чёрным дэвом и мстит за смерть отца. Во время свершения своих подвигов в Мазендаране легендарному богатырю Рустаму приходилось бороться с Белым Дэвом, способным превращаться в тучу и закрывать солнце.
Существовала также группа женских злых сил - красавиц-ведьм, называемых "паириками" (отсюда современное персидское слово - "пари"; ныне это слово уже не несёт негативного оттенка; оно просто обозначает изящную девушку; до исламской революции 1979 г. в высших слоях иранского общества было весьма распространено женское имя Пари; кстати английское слово fairy -"фея" имеет несомненное родство со словом "пари"). Паирики очень часто пытались совратить мужчин и навредить им. Помимо этого они появлялись перед людьми в различных обличьях: например, они могли принять вид крысы или метеора. Самой зловредной ведьмой была Науш, которая в поздних зороастрийских источниках отождествлялась с мифической пятнистой мухой с Севера (согласно Авесте обители Зла). Эта муха (её первоначальное авестийское имя - Друхш-йа Насу) была переносчицей духовной скверны, от которой спасти человека могло только сложное ритуальное омовение.
Одним из главных противников дэвов и паирик в Авесте выступает бог Митра.
Источник. Куртис, Веста Сархош. Персидские мифы. Пер. с англ. яз. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. С. 28-29