У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мифология древнего Ирана

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Решил ознакомить форумчан с материалами по иранской культуре, которые я собираю уже несколько лет. И начну, конечно же, с мифологии древних персов, отражённой в зороастрийских религиозных текстах. Может быть, эта информация хорошо известна многим знатокам-востоковедам, но всё-таки она необходима для понимания эволюции духовной культуры Ирана. Итак, начнём с темы:

ДЕМОНЫ И МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА

Религиозные тексты зороастрийцев подробно описывают демонов и сказочных существ, населявших Древнюю Персию. Самый информативный источник по указанной теме - это Авеста, но более поздние тексты типа Бундахишна также детально рассказывают о мифических существах.

Демоны и злые силы 

  В Древней Персии существовало два типа злых сил: те, которые нападали непосредственно на людей, и те, кто находился рядом с ними, ожидая возможности навредить им, их урожаю и животным.
  Злых существ обычно называли "яту", но этим же словом обозначали и их противников, т. е. тех, кто противостоял злу. Это были чародеи (современное персидское слово, обозначающее чародейство и магию - "джаду", а "джадугар" - это колдун). Демонов называли "дэвами". Данный термин происходит от древнего слова "дэва", которое обозначало бога (ср. лат. deus). Как известно, дэвы занимают видное место в национальном эпосе "Шахнамэ". В частности, Сиямека, сына первого царя мифической Пишдадидской династии убивает Чёрный дэв, сын бога зла Ахримана. Затем сын Сиямека Хушенг вступает в битву с Чёрным дэвом и мстит за смерть отца. Во время свершения своих подвигов в Мазендаране легендарному богатырю Рустаму приходилось бороться с Белым Дэвом, способным превращаться в тучу и закрывать солнце.

http://sb.uploads.ru/t/fy4bX.jpg

Существовала также группа женских злых сил - красавиц-ведьм, называемых "паириками" (отсюда современное персидское слово - "пари"; ныне это слово уже не несёт негативного оттенка; оно просто обозначает изящную девушку; до исламской революции 1979 г. в высших слоях иранского общества было весьма распространено женское имя Пари; кстати английское слово fairy -"фея" имеет несомненное родство со словом "пари"). Паирики очень часто пытались совратить мужчин и навредить им. Помимо этого они появлялись перед людьми в различных обличьях: например, они могли принять вид крысы или метеора. Самой зловредной ведьмой была Науш, которая в поздних зороастрийских источниках отождествлялась с мифической пятнистой мухой с Севера (согласно Авесте обители Зла). Эта муха (её первоначальное авестийское имя - Друхш-йа Насу) была переносчицей духовной скверны, от которой спасти человека могло только сложное ритуальное омовение.

Одним из главных противников дэвов и паирик в Авесте выступает бог Митра.

Источник. Куртис, Веста Сархош. Персидские мифы. Пер. с англ. яз. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. С. 28-29

2

Сказочные существа в мифологии древних персов

    Среди сказочных существ, упоминаемых в зороастрийских текстах, особое место занимает легендарная птица Саена (на среднеперсидском языке Сенмурв). Она сидит на вершине мирового Древа познания и, размахивая крыльями, заставляет семена рассыпаться. Рассыпавшиеся семена подхватываются ветром и разносятся по всей земле, благодаря чему человеческий род процветает и совершенствуется. Согласно представлениям, оформившимся при Сасанидах, Сенмурв представляет собой существо с головой и лапами пса, с крыльями и в рыбьей чешуе. Этот облик символизирует господство в трёх стииях: в воздухе, на земле и в воде.

   В творчестве персидских поэтов и религиозных мыслителей исламской эпохи образ Сенмурва или Симурга (так звучит это имя на новоперсидском языке) занимает видное место. Фирдоуси в "Шахнамэ" называет Симурга воспитателем Заля, отца знаменитого богатыря Рустама. Заль в младенчестве был брошен на произвол судьбы родителями, ужаснувшимися, что у их чада седая голова. Умиравшего ребёнка спасла легендарная птица Симург, обитавшая в горах Эльборза. Перед возвращением повзрослевшего Заля к людям Симург дал ему одно из своих перьев. Перо надо поджечь, в случае если юноше понадобится помощь, и волшебная птица тут же появится. (Уместно провести следующую параллель: в зороастрийских "Яштах" (XIV, 35) содержатся наставления верховного бога Ахура-Мазды о магической действенности птичьих перьев.)

    Известный мистик Фарид ад-Дин Аттар видит в Симурге символ божественности. Такой взгляд отражён в его поэме "Беседа птиц". Содержание этого произведения, состоящего из четырёх с половиной тысяч двустиший, прелюбопытно. Обитающий где-то далеко царь птиц Симург роняет в центре Китая великолепное перо. Птицы, которым надоели раздоры, решают отыскать его. Они знают, что имя царя означает "тридцать птиц" ("си морг"), знают, что дворец царя находится на горе Кафе. Вначале некоторые птицы выказывают малодушие: попугай ссылается на свою красоту, ради которой он должен жить в клетке; куропатка не может расстаться с родными холмами; цапля - с болотами и т. п. В конце концов они всё-таки пускаются в опасное путешествие, преодолевают семь морей. Название предпоследнего из них - "Головокружение", последнего - "Уничтожение". Многие птицы дезертируют или погибают при перелёте. Только тридцать путешественников, достигших благодаря своим трудам духовного очищения, опускаются на гору Кафа. Здесь птицы понимают, что они-то и есть "Симург" и что "Симург" - это каждая из них в отдельности и все они вместе.

    Космограф аль-Казвини в своих "Чудесах творения" пишет, что Симург жил семьсот лет, и когда у него подрос птенец, отец бросился в огонь, чтобы возродиться вновь молодым. Это предание напоминает античную легенду о Фениксе.

    Интересный факт: после воцарения династии Сефевидов изображение Симурга стало неофициальной эмблемой Ирана. Сохранилось множество изображений Симурга на полихромных изразцах и книжных миниатюрах XVI - XVII веков.

Источники:
Куртис, Веста Сархош. Персидские мифы. Пер. с англ. яз. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005
Тревер К. В. Сэнмурв-Паскудж. Пер. с англ. яз. Л., 1936
Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990