У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О межкультурных различиях и их восприятии

Сообщений 21 страница 40 из 81

21

Несколько слов об арабах. Известно, что арабский язык давно уже распался на разные диалекты, и в принципе, арабы Сирии довольно сильно отличаются от арабов Йемена или Марокко. Границы арабских стран весьма условны, поскольку они были проведены европейскими колонизаторами в начале ХХ века, а потому внутри этих стран, в свою очередь, существуют различные общины, между которыми довольно непростые отношения, а границы общин не совпадают с государственными границами. Кроме того, в некоторых арабских странах существуют довольно крупные неарабские общины (курды в Ираке и Сирии, "берберы" в странах Северной Африки), плюс есть бедуины, которые говорят по-арабски, но отличаются по менталитету от оседлых арабов и живут от них отдельно.

Все эти деления, конечно, условны - реальная ситуация в конкретной стране может быть ещё сложнее.

Я не так много видел арабов за свою жизнь, поэтому не считаю себя вправе рассуждать о менталитете той или иной арабской страны, за одним исключением (см. ниже). Приятное впечатление произвели иракцы - очень вежливые, доброжелательные и тактичные. Видел много палестинцев, но какого-то общего впечатления от них не сложилось - люди как люди. Практически все палестинцы, которых я знал, имели высшее образование (может, так случайно совпало?). Зато очень неприятное впечатление произвели йеменцы. Пожалуй, йеменцы разительным образом отличаются от всех прочих арабов, которых я видел, в самую худшую сторону. Те йеменцы, которых я видел (а в Питерском университете их училось много), были агрессивны и малокультурны, образование им как-то впрок не шло. Впрочем, у туристов отзывы о Йемене очень похожи на мои впечатления: йеменцы вооружены до зубов, воюют друг с другом и не любят иностранцев, поэтому без особой нужды в Йемен лучше не соваться. Уровень рождаемости в Йемене - самый высокий среди арабских стран, но йеменцы, если пользоваться терминологией Дарвина, регулируют его естественным образом. Когда я читал "Журналиста" А. Константинова (герой этой повести, переводчик, проводит свою боевую молодость в Йемене) - всплыло много похожих впечатлений.

Европейцев напрягает, что арабы друг с другом разговаривают очень громко, чуть ли не орут. На самом деле это связано с арабскими реалиями: многие арабы живут в пустыне, а потому когда разговаривают, то перекрикиваются, стоя друг от друга на расстоянии в 10-20 метров. Самые "цивилизованные" (в смысле, тихо говорящие) - это жители тех арабских стран, где больше всего городов, т.е. Палестины (безусловные чемпионы), Иордании, Ирака, Сирии, Египта (и то - если горожане). Самые крикливые - йеменцы, суданцы, марокканцы.

Отредактировано Митридат (2008-07-08 14:54:35)

22

О киргизах.

У многих тюркских народов во внешности сочетаются как европеоидные, так и монголоидные черты, причём чем дальше на запад - тем более европеоидные. Что касается киргизов, то они, в основной своей массе - классические монголоиды, зачастую круглолицые, невысокие, но плотные. Киргизы очень уравновешены, редко выходят из себя. Несмотря на все различия менталитета, в русской среде адаптируются хорошо. Киргизам свойственно что-то вроде буддийского пофигизма: если неприятность случилась, то она и должна была случиться. Киргизы обычно предпочитают говорить не твёрдое "да" или "нет", а "будем посмотреть": обстоятельства-то по-разному могут повернуться. В случае несогласия предпочитают не конфликтовать, а спустить дело на тормозах.

Весьма критично к киргизам относятся узбеки, считают их ленивыми и хитрыми. Знакомая киргизка рассказывала мне, что у узбеков о киргизах есть пословица: "Не спи долго - киргизом станешь". На юге Киргизии, в Ошской области, живёт много узбеков, и местные киргизы в основной массе двуязычны. С другой стороны, довольно тесные исторические и культурные связи существуют между киргизами и казахами (последних тоже называли "киргизами" до 1930-х гг.), хотя киргиз и казах друг друга на слух далеко не всегда поймут. Таджики и киргизы друг друга, как мне показалось, не любят и без надобности не общаются. Легко киргизы находят общий язык с уйгурами.

Киргизы по своей натуре любознательны и новое впитывают довольно быстро. Опыт жизни между большими государствами выработал у киргизов искусство внешне приспосабливаться к среде, внутренне оставаясь самими собой. Возможно, за это они и слывут "хитрецами". С другой стороны - никто не хочет умирать. В истории было немало народов, которые погибли из-за своей излишней прямолинейности. То, что маленький киргизский народ сумел выжить, несмотря на геноцид, устроенный сначала царским правительством, затем большевиками на пару с китайцами - это большое достижение.

Всё же, киргизскую "хитрость" приходится учитывать при работе с ними. Нужно учитывать, что если тот или иной киргиз льстит, рассыпается в твой адрес цветистыми фразами, постоянно повторяет "вы мой начальник", то за этим наверняка стоит желание ненавязчиво свалить на начальника основной груз проблем: вы же начальник, вы же всё умеете, а я - маленький человек, вот вы с этим и справитесь.

Не знаю, когда смогу написать в эту тему в следующий раз. Могу ещё поделиться впечатлениями о таджиках, афганцах, бенгальцах, татарах, дагестанцах, чеченцах и ингушах. О немусульманских народах в этом форуме, наверное, нет смысла писать.

Отредактировано Митридат (2008-07-08 16:41:53)

23

Митридат написал(а):

Европейцев напрягает, что арабы друг с другом разговаривают очень громко, чуть ли не орут. На самом деле это связано с арабскими реалиями: многие арабы живут в пустыне, а потому когда разговаривают, то перекрикиваются, стоя друг от друга на расстоянии в 10-20 метров. Самые "цивилизованные" (в смысле, тихо говорящие) - это жители тех арабских стран, где больше всего городов, т.е. Палестины (безусловные чемпионы), Иордании, Ирака, Сирии, Египта (и то - если горожане).

По этой логике самыми крикливыми должны быть жители пустыни бедуины, но, по крайней мере, лично я за ними ничего подобного не замечал.
И еще - как с точки зрения этой теории объяснить традиционную шумливость ("гвалт"  :)  ) ашкеназских евреев, выходцев из гетто и местечек Восточной Европы с их узкими улочками?

Митридат написал(а):

Самые крикливые - йеменцы, суданцы, марокканцы.

Насчет марокканцев - 100%, а вот йеменцы по-моему особой крикливостью не отличаются, все больше песни поют :) (правда, тут я сужу по приехавшим в Израиль евреям из Марокко и Йемена).

24

И еще - как с точки зрения этой теории объяснить традиционную шумливость ("гвалт"    ) ашкеназских евреев, выходцев из гетто и местечек Восточной Европы с их узкими улочками?

Вот чего не знаю, того не знаю. Евреи среди моих знакомых и друзей есть, но чтобы их одновременно в одном месте было так много - не видел, не наблюдал.

25

Митридат написал(а):

Вот чего не знаю, того не знаю. Евреи среди моих знакомых и друзей есть, но чтобы их одновременно в одном месте было так много - не видел, не наблюдал.

Митридат, приезжайте к нам в гости. :-) Кстати, арабы Израиля / Палестины мне лично кажутся довольно крикливыми, но и они не идут ни в какое сравнение с израильскими школьниками.

26

Да все проще, чем южнее-тем крикливей, без различия национальсности и религий.

27

mustashriq написал(а):

Да все проще, чем южнее-тем крикливей, без различия национальсности и религий.

Это точно. Например, азербайджанцы любят быстро и громко говорить. Это не зависит ни от воспитания, ни от образования.  :rofl: А в прочем, не только они, я это замечала и у лезгин, евреев и турков и талышей. Хотя Южные азербайджанцы отличаются по характеру от своих северных братьев. Они очень не торопливы, не разговаривают на повышенных тонах. И вообще очень спокойные люди.

28

mustashriq написал(а):

Да все проще, чем южнее-тем крикливей, без различия национальсности и религий.

Это точно, но лично мне не совсем понятно, отчего так происходит. Доходит до смешного: работаю переводчиком с человеком, гражданином Франции итальянского происхождения. Темперамент средиземноморский :). До меня с ним работал прекрасный переводчик, отлично знающий язык, но тихий. Потом я случайно попала на замену и как начала громко говорить, жестикулировать во все стороны и скакать по аудитории за переводимым, так и до сих пор периодически при нем работаю. Темперамент совпал. А с предыдущим  ему было некомфортно, говорит, переводил как машина.

29

Yoldayim написал(а):

азербайджанцы любят быстро и громко говорить.

Вот если бы Вы слышали бы как громко аварцы разговоривают,Вы бы так не написали бы.

Отредактировано sarhan (2008-07-25 21:47:38)

30

Amal написал(а):

Под влиянием информации о событиях, а не непосредственного наблюдения за ними, в нашем сознании складываются упрощенные образы, стандартизированные представления, «картинки в наших головах», или стереотипы. Но, основанные на внешнем, поверхностном знании они часто являются ложными. Стереотипы, выступающие в качестве стимула, призваны вызвать у человека реакцию — это чувства симпатии и антипатии, страха и гнева, любви и ненависти по отношению к тем или иным социальным явлениям или группам. А это уже прямая дорога к национализму.

Взял на себя смелость привести длинную цитату, чтобы привлечь внимание некоторых участников к их поспешным выводам, основанным либо на милицейской статистике (которую сами работники МВД признают неточной), либо на индукции с неполным перечислением, именуемой также fallacia fictae universalitatis.

31

Мне доводилось общаться с людьми разных национальностей. Легко и весело с азербайджанцами и немцами - свои люди :) Моя лучшая подруга - еврейка, и среди знакомых много евреев. С ними тоже всегда легко. Сложнее с грузинами. Все время возникало ощущение собственной ничтожности. Такое же ощущение было когда общалась с иранцами. Но и им до китайцев далеко. Именно с китайцами я по полной программе ощутила все глубину собственной ущербности. Я конечно понимаю, что по личному опыту нельзя делать выводы относительно всего народа, но когда встречаю азербайджанцев - всегда заранее радуюсь, а вот китайцев стараюсь обходить стороной. Они такие умные, что становится не по себе.  :dontknow:

32

Nibaal написал(а):

Именно с китайцами я по полной программе ощутила все глубину собственной ущербности.

Nibaal, а можете описать, что именно заставило вас это почувствовать? Не в общих словах, а конкретно. Попытайтесь, пожалуйста.

33

мне тоже довелось однажды пообщаться с одной юной китаянкой, и действительно, ее ум , воспитанность, ее манера подать себя, прямо-таки обескураживали.
правда, тогда я не предполагала, что это может быть национальной чертой ;)

Отредактировано Amal (2008-11-07 12:54:21)

34

Благодарю Митридата за великолепные этнопсихологические портреты. Вообще, проводя сравнительную характеристику этносов, полезно использовать метод "скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты!". То есть, если этносы способны нормально, с чувством взаимной симпатии, общаться друг с другом, значит между ними есть определенная этнокультурная комплиментарность. Пользуясь этим методом можно классифицировать этносы по степени удаленности друг от друга. Кому с кем комфортнее общаться? Возьмем  азербайджанцев с одной стороны, и иные восточные народы с другой. Мои соотечественники азербайджанцы, которые работали в Иране и арабских странах,  высоко оценивают древнее культурное наследие этих народов,  но отмечают что не сумели  наладить искренне  дружеские отношения ни с арабами, ни с персами, ни даже с близкими к нам турками. Как правило, отмечают свойственный арабам и персам прагматизм и "непонимание" сути  "настоящей мужской дружбы". Сетуют, что арабы, персы и турки обычно избегают пышных застолий и обильных воззлияний с тостами и последующим братанием. А без этого какая же мужская дружба?!  Притчей во языцех стала их чрезмерная бережливость - копейки лишней не потратят, если не ожидают заработать взамен нее две. Еще ближневосточные товарищи не любят выкладывать то, что у них на душе и беседовать на абстрактные темы. В общем, скрытные люди, и деловые, даже если бездельники. Мешает взаимопониманию и то, что средний азербайджанец, особенно интеллигент, по натуре своей "идеалист".  То есть, он жить не может без каких-то идей, пусть даже глупых и бредовых. Он или  пантюркист, поборник Великого Турана, или убежденный космополит, или сторонник Запада, или панисламист, или коммунист, или даже поборник налаживанияя контакта с внеземными цивилизациями. Не важно какой идеей он одержим, главное чтобы идея была.  Без идей нормальный образованный азербайджанец жить не может. Он ищет единомышленников, благодарных слушателей и старается эти свои умозаключения выкладывать, особенно после очередных ста грамм, принятых с аппетитным шашлычком или жареной осетриной. И когда в ответ на все свои идейные воззлияния он натыкается на трезвый холодный взгляд ближневосточного сотрапезника, в котором читается "Болтун! А что я от всего этого заработаю?", у азербайджанца пропадает всякое вдохновение и желание общаться дальше. Дело в том, что большинство среднестатистических арабов и персов не живут отвлеченными идеями, и не любят рассуждать на абстрактные темы. Основная их идея - "мой дом, моя крепость". Цели, которые они ставят - успех в личной жизни, карьера на работе, благосостояние, хороший дом, крутая машина. Даже Ислам для широких масс населения никакая не идея, а просто привычный образ жизни. Есть, конечно, отдельные иранские и арабские интеллектуалы, одержимые какими-то абстрактными идеями, вроде паниранизма или панарабизма, но это не общенародное являние и, ни в коем случае, не национальная черта. Единственный ближневосточный мусульманский народ, который, наподобие азербайджанцев, живет идеями, это турки. Эта тотальная заидеологизированность коренным образом отличает среднего турка от среднего перса или араба. Турецкое общество цементируют идеи тюркизма, которые прививаются детям еще со школьной скамьи. Без этой великой идеи турки давно перестали бы быть турками, а распались бы на субэтносы вроде лазов, курдов, кочевых юрюков и т.д. Однако и тут нет полного тождества с азербайджанцами. У большинства турков есть некая идеологическая упертость, в то время как азербайджанцы предпочитают "свободный полет" и некоторый релятивизм в идейной сфере. Это-то и осложняет диалог. "Идеологически грамотный" турок твердо знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Ему это объяснили еще в школе, на примере цитат великого Ататюрка. Он свято верит в то, чему его учили, гордится свой великой историей, каждое утро с энтузиазмом поет государственный гимн и не допускает каких-либо сомнений и шатаний. Или, наоборот, он во все это не верит, но тогда он свято верит в фундаментализм суннитского толка или во что-то еще. К тому же, несмотря на все свои идеи, он также прагматик на все сто, расчетлив и прижимист. Отличает азербайджанцев от большинства турков также присущая последним некоторая, почти европейская холодность, а также невероятная законопослушность, честность и "правильность", которую кое-кто в Азербайджане воспринимает как занудство. Всех этих турецких черт чрезмерной прямолинейности нет у большинства иранцев, но это не значит, что с ними у азербайджанцев больше психологической комплиментарности. Иранец может быть непроницаемо вежлив и улыбчив со своим азербайджанским коллегой, но это не значит, что азербайджанец догадается, о чем думает и что собирается предпринять иранец, вежливо улыбающийся ему в лицо. Это создает напряженность в общении, в то время как общаясь с прямолинейным турком, азербайджанец чувствует себя расслабленным, ибо видит его почти насквозь, и может предсказать его последующие мысли и действия.

Отредактировано Faridbey (2008-11-07 16:57:47)

35

Спасибо. Вы так интересно пишите, читаю и оторваться не могу, такие вкусные мысли!

36

Faridbey
как же точно про иранцев подмечено! ^^

37

Благодарю за точные характеристики, Faridbey. Все они чрезвычайно точны и психологически достоверны.

Faridbey написал(а):

Иранец может быть непроницаемо вежлив и улыбчив со своим азербайджанским коллегой, но это не значит, что азербайджанец догадается, о чем думает и что собирается предпринять иранец, вежливо улыбающийся ему в лицо. Это создает напряженность в общении, в то время как общаясь с прямолинейным турком, азербайджанец чувствует себя расслабленным, ибо видит его почти насквозь, и может предсказать его последующие мысли и действия.

Алгоритм мыслей среднестатистического иранца вскрыть сложно, но возможно. Постараюсь разбросать по пунктам:

1. Преклонение перед иерархией, вообще характерная для восточных народов. Когда выходили в море на иранском исследовательском корабле, было интересно наблюдать за их действиями. Поймали осетрину. Иранцы быстро ее зажарили на электрическом гриле и подали своему шефу - известному ихтиологу, немаленькой величине в Red List Species Comission, профессору Пур-Каземи. Все стали полукругом, сложив руки на животе, пожирая начальника преданным взором. Профессор неторопливо подошел, поздоровался (по ранжиру). Присел на складной стульчик и стал спокойно кушать. Затем встал и величественно удалился. После исчезновения начальника иранцы расселись вокруг стола и принялись за еду. Вся сцена невероятно напоминала сцену "полевого" обеда короля Людовика в кинофильме "Три мушкетера", разумеется, без последующих гама и сутолоки. Любопытный факт: наших ученых иранцы полностью проигнорировали, как будто их не существовало. Не пригласили на обед - смертельное оскорбление для ментальности среднестатистического азербайджанца. Начались возмущенные разговоры: "какое неуважение... русские так никогда бы не сделали... даже турки поняли бы...". Тот же самый профессор Пур-Каземи не здоровался с азербайджанскими коллегами в офисе Каспийской Экологической Программы - но удивительно радушно раскланивался с западными специалистами, чему мой друг, там работавший, несказанно злился: "перс, перс... он это специально делает, чтобы оскорбить тюрков! великодержавный шовинист..." и пр. Однако тот же Пур-Каземи неожиданно позвонил ему спустя год, когда добившись успеха, опубликовавшись в престижном издательстве Kluwer, он поехал на стажировку в ведущий ихтиологический центр в Англии. Говорил предельно корректно, на прекрасном английском языке (он окончил PhD в Лондоне). Пригласил на работу в Иране... Другой ихтиолог, талантливый молодой человек из южноазербайджанского города Сараба, ныне работающий на юге, в Эхвазе, говоря с моим другом, ныне уже почтительно стоит, садится только после настойчивых просьб.

Ключик такого поведения подбирается вроде, просто. Иранцы все оценивают по степени престижности. Начальник - царь и бог на земле, перед ним нужно стоять, вытянувшись в струнку. Азербайджанцы - представители небольшого государства, они на иранском корабле - с ними не стоит церемонится. Представители Запада обладают могуществом и силой, к ним нужно отнестись с уважением. То же самое касается и русских, которые предоставляют Ирану ресурсы.

Но сложность заключается в абсолютно трезвой, лишенной всяких романтических, пусть даже и иерархических иллюзий, голове иранца. Он не верует свято в иерархию, как, допустим, японец. Иерархия для него - часть окружающей среды, с которой он считается, но правила которой способен в два счета нарушить, если посчитает для себя это полезным и необходимым: "он был католиком только тогда, когда ему это было выгодно" (с) "Приключения капитана Блада". :-) В этом секрет удивительной лабильности, гибкости иранской натуры, легко подстраивающеся под самые сложные социальные модели...

В этом действительно, заключено отличие среднестатистического иранца от турка. Второй проще, прямолинейнее, честнее, как правильно отметил Faridbey. Первый более лукав, скрытен и - сложен.

2. Прагматизм и материализм. Об этом прекрасно написал уважаемый Faridbey. Добавить почти нечего. Все существо ближневосточных людей пронизано прагматизмом - они привыкли пристально приглядываться, прицениваться, взвешивать, раздумывать над ценой. Заоблачные выси их не особенно прельщают - и ничто так не страшит их, как бездонная пропасть, в которую ввергается человек после смерти. Отсюда - удивительная любовь иранцев к мелким деталям быта, к коврам с тонким узором и расписным чашам, желание принарядится (никакая исламская революция не смогла выбить это из иранских женщин), любовь к земному, к смеющимся прекрасным девушкам, к вкусному плову и кебабу, холодной родниковой воде, дорогим машинам и расфранченным усадьбам, оргиастическим свадьбам, где обвешанные драгоценностями женщины и солидно пузатые мужчины пляшут, едят, слушают громкую музыку (а в Иране - записи...), снова пляшут, снова едят... В этом мои соотечественники м иранцы солидарны - по количеству Домов Торжеств Азербайджан возьмет первое место с большим отрывом, уверен.

Пока все, что вспомнил :-)

Важное дополнение: все это относится к  средней статике, объекту стереотипизации. Среди иранцев есть чрезвычайно духовные и идеалистические личности, абсолютно не вписывающиеся в эту модель. Есть люди, для которых этот бренный мир - ничто, как будто сошедшие со средневековых миниатюр, дервиши и суфии-аскеты. Есть воплощенные фереште и гурии - одну такую я повстречал как-то в Тегеране.

Но, господа и дамы мои, они есть у всех народов...

Отредактировано Iu.M. (2008-11-08 08:02:02)

38

И еще, во избежание: нарисованный мною портрет - среднестатистического иранского горожанина, жителя мегаполиса.

Иранский пасторальный тип в эту модель тоже не совсем укладывается. В частности, иранские провинциалы, особенно из северных территорий, удивительно гостеприимны. В этом они превосходят всех других обитателей Ближнего Востока - можно спокойно зайти к ним в дом, они угостят хорошим обедом, будут вести оживленный разговор, дадут комнату. Очень радушны иранские кочевники, незатронутые растленной городской иранской цивилизацией.

3. Неконфликтность. Для многих европейцев природная неконфликтность иранской (в том числе, азербайджанской) среды звучит странно. К сожалению, среднестатистический европеец воспитан в следующем стереотипе: бородатый, свирепый мусульманин, со скимитаром в мозолистой руке, обладатель гарема, который он избивает в полном соответствии с приложенными религиозными инструкциями, сидящий на ковре у стены, где висят трое "калашов".

Лирическое отступление: Как раз в тему о стереотипах. Мой приятель, молекулярный биолог, поехал в Америку, зарабатывать на хлеб насущный. Времена настали очень тяжелые; профи, спокойно проводящие генотипирование, никому не стали нужны. Еще до его прибытия по институту поползли слухи, что приехал человек с Ближнего Востока - не то израильтянин, не то араб. Увидев же иссиня-черные волосы, небритую физиономию (он очень рассеян, бреется раз в неделю) и развязные манеры американцы убедились - араб, араб! ...ночь, мой приятель колдует над амплификатором. Внезапно в коридоре раздается шорох. Решительно подходит к двери, распахивает ее и видит девушку в униформе, секьюрити с дубинкой. При виде жестокого мусульманского насильника девушка в ужасе хватается за голову, падает на пол и лепечет: "ради бога, делайте со мной, что хотите, только не убивайте меня!". ...успокоил, приготовил кофе. Сомлевшая девушка очнулась. Начались странные вопросы: "...а правда, что у вас на стене висят автоматы? а сколько у вас жен? много у вас верблюдов? а какие висят у вас в шатре ковры?". Друг был потрясен: "вы что, мисс, у меня одна невеста, на которой я никак жениться не могу по причине моей безнадежной молодости, безденежья и отсутствия квартиры, автомат в доме доселе не держал, верблюдов видел только в зоопарке и ковра ручной работы у нас нет - слишком это дорогое удовольствие, мисс... и, вообще, по улицам машины едут, есть здания и даже каменные, можете сами убедится...". Открыл сайт о Азербайджане и показал Баку. Девушка ушла задумчивая. Через три дня пришла с извинениями (симпатичная американская черта...).

Возвращаясь к основной теме. Неконфликтность, особенно в семье. Мать занимает особое положение в системе ценностей иранца - ей поклоняются почти с религиозным благоговением, стремятся угодить. Оскорбить мать считается за величайший шокинг. Соответственно, невестка не смеет открыто противостоять матери, во всяком случае, пока сама не станет матерью. Но и в этом случае, права матери остаются неприкосновенными. Сын обязан угодить и той и другой - в этом одна из причин "зен-зялильства". Права отца не столь сакральны, но тоже немалые, особенно в тюркских семьях. Физическое воздействие в иранских семьях - вещь крайне редкое, во всяком случае, лично я не встречал ни разу. Вообще, иранцы люди не жестокие, никто из них не способен намеренно мучить и унижать исходя из каких-то внутренних комплексов. Обожают ходить друг другу в гости, болтать, часами разговаривать, сплетничать, перемывая косточки родне и сослуживцам. Рассаживаются на полу и говорят, говорят... Приносят чай, закуски, гвалт неимоверный. Дети бегают туда-сюда...  Детей вообще обожают, иранец неспособен ударить ребенка.

Отредактировано Iu.M. (2008-11-08 11:31:08)

39

В контексте настоящей темы, позвольте обратить внимание на то, что, оценивая межнациональные и межкультурные различия, мы часто находимся под впечатлением базовой оценки: тенденции игнорировать или не полностью использовать базовую оценочную информацию (информацию о большинстве людей), находясь под влиянием частностей, характерных для рассматриваемого случая. На нашу оценку межкультурных различий влияет поиск нами последовательности в случайных событиях, тенденциях, которая может увести нас далеко от правильных путей.

Однако полностью разделяю мнения Фаридбея и Гилавара относительно прагматизма иранцев. Имела возможность убедиться в этом лично и не единожды. В том числе, я долго не могла понять, почему, всякий раз, когда я начинаю расспрашивать иранцев о культуре и обычаях их страны, они неизменно начинают предлагать мне купить туристическую путёвку в Иран в какой-то определённой фирме, рассказывая мне о преимуществах именно данной покупки =) Нибааль тоже об этом где-то на форуме писала. 

Faridbey написал(а):

Мешает взаимопониманию и то, что средний азербайджанец, особенно интеллигент, по натуре своей "идеалист".  То есть, он жить не может без каких-то идей, пусть даже глупых и бредовых. Он или  пантюркист, поборник Великого Турана, или убежденный космополит, или сторонник Запада, или панисламист, или коммунист, или даже поборник налаживания контакта с внеземными цивилизациями. Не важно какой идеей он одержим, главное чтобы идея была.  Без идей нормальный образованный азербайджанец жить не может.

Ваша правда!  :)

40

Спасибо за интересные мысли, уважаемые Gilavar и Amal! Согласен насчет иерархичности ближневосточного общества. Вообще, иерархичность свойственна не только восточным народам. Взять тех же европейцев, особенно британцев. Это, вроде бы, вполне демократическое общество очень даже иерархизировано. Мир английской аристократии, высший свет перов и лордов до сих пор живет совершенно изолированно от мира простых британцев. Они практически НИКОГДА  не соприкасаются - ни на улице, ни в клубах (простым британцам вход в аристократические клубы заказан), ни в магазинах (аристократы ходят в особые магазины). А если они случайно сталкиваются лицом к лицу, то аристократы предпочитают просто "не замечать" британцев-простолюдинов. О представителях иных наций и говорить не стоит. Большее на что они могут надеяться - это на холодно-снисходительное отношение британского аристократа. В принципе, строгая иерархия  во взаимоотношениях людей существует во всем мире - и на деспотическом Востоке, и в демократической Европе. Редкое исключение - США, где на деле соблюдается какое-то равенство, и чернокожий Обама смог стать президентом. СССР тоже был своего рода исключением из правил. Несмотря на все контрасты, это все-таки, была многонациональная страна трудящихся, рабочих и крестьян. Так вот эта самая идея равенства всех людей, независимо от их материального достатка, социального положения и национальной принадлежности, до сих пор сидит в головах у многих бывших граждан бывшего Советского Союза, в том числе у моих соотечественников. Когда бакинец видит какого-то незнакомого человека, он механически считает его равным самому себе, и старается обращаться с ним с уважением, даже еще не зная, какую  социальную и имущественную нишу этот незнакомец занимает. Но не так обстоит дело у многих представителей зарубежных ближневосточных народов -  арабов, персов и даже турков. Ведь народы Востока тысячелетиями жили в условиях жесточайших авторитарных и тоталитарных диктатур. В подобных обществах, обычно, народ четко разделен две категории - на рабов и господ. Причем, господин сам, в свою очередь, раб другого, более крутого господина - и так продолжается вверх по иерархической лестнице вплоть до самого падишаха или диктатора-президента. С этой точки зрения, рабами являются почти все, даже сами господа (кроме самого главного господина - правителя страны). Поэтому, стараясь общаться на равных с человеком, сформировавшимся в подобной среде, наш соотечественник зачастую совершает ошибку. Общение на равных с человеком, обладающим иерархизированным мышлением просто невозможно. Или он тебе докажет, что он "пан", и тогда ты пропал. Или же ты докажешь ему, что  ты "пан", и тогда пропал он.  Бессмысленно пытаться держать себя на равных с человеком, который оценивающе смотрит на тебя и думает,  как выгоднее и безопаснее поступить - склонить перед тобой голову, или же, напротив, наступить ногой тебе на шею. Если пытаться в данной ситуации вести себя на равных, это будет воспринято противной стороной как самоуничижение и готовность подчиниться. Тогда парнер станет вести себя заносчиво и командовать вами, и вы все равно вынуждены будете рано или поздно его осадить, но на этот раз гораздо более жестко, возможно даже жестоко. Если же такому человеку с самого начала доказать, что он стоит ниже вас но иерархической лестнице, он охотно подчиниться вам и услужниво склонит голову, причем, без всякой обиды. Это в правилах игры, которую ведут авторитарные иерархические общества во всем мире уже не одно тысячелетие.

Отредактировано Faridbey (2008-11-09 14:26:01)