Sacatecah написал(а):А как вы считаете - как нужно было поступать Турции в те годы, куда стремиться, какой геополитический вектор избрать?
В том-то и все дело, что Турция оказалась зажатой, забитой в ментальный угол. Арабы восстали против нее. Даже сейчас в арабских учебниках оттоманский период характеризуется, как гнет и иго... хотя, что это, спрашивается, за гнет, при котором турецкий язык никакой экспансии осуществить не смог, но сам оказался объектом культурной экспансии арабского и персидского языков. Есропейцы ее презирали и считали "больным человеком". Бывшие балканские подданные готовы были уничтожить. Словно загнанные тигры, османы везде видели перед собою смерть. Ислам, в который они так истово верили, не помог им; вся их вера оказалась подвергнута сильнейшему испытанию.
Sacatecah написал(а):Я не специалист, но лично у меня такое впечатление, что Турция как бы так сказать "ни к селу,ни к городу" находится. Арабские страны как-то косо на нее посматривают, и Европейцы тоже (те на всех всегда так глядят)... Вот. А по Турции уже который год бродит призрак пантюркской идеи, вероятно рожденной из воспоминаний и тоски по Отоманской Империи.Не знаю...
Пантюркизм - не атрибут Оттоманской империи, а прямое следствие той тяжелой ситуации, в которую попала она к концу девятнадцатого века. Надо сказать, слово тюрок вызывало у самых османов неоднозначную реакцию. Изнеженные истамбульские эфенди с отвращением морщились, услышав это слово. Тюрок был синонимом грубого, решительного, воинственного кочевника. А османы желали блистать и купаться в лучах имперского гламура византийского типа, под звуки сасанидских чангов, в окружении своих "преданных балканских подданных", перед которыми они играли многоактную комедию под названием "добрый румский кесарь". Но когда время вышло, жизнь сурово и беспристрастно предъявила Империи счет. Вот тогда оказалось, что у этих культурных традиций есть свои хозяева, не склонные делится "культурным добром" (греки, персы и арабы). Последние частенько считают ислам своей "национальной религией" (есть за ними такой смертельный грех...). Главное достижение тюрков - гармоничный синтез культурных традиций, обогащение культурного багажа ислама и отражение крестоносной агрессии оказались забытыми - и они предстали перед миром какими-то Эльдегизами, не помнящими родства, которого, у них, возможно, не было.
Вот тут и всплыли старые корни. "Тюрок, тебе нечего стыдится, ты - представитель великого народа!" (с) - "...тюрок, возвратись к Тюрку, когда ты придешь к Тюрку, ты станешь великим!" (с) - "... у тебя были великие предки; Мете и Бильге хаганы сотрясали весь Китай, Алп Арслан опрокинул Византийскую империю, Малик шах создал культуру средневекового Ирана, Чингис покорил мир, эмир Теймур построил Самарканд, Мехмет Фатих взял Константинополь, султан Селим завоевал Египет!" - "...а эти неблагодарные попрали наши заслуги... но ничего, мы со всеми расплатимся и сурово, решительной рукой отсечем это исламское мракобесие ничтожеств, единственным достижением которого явилось наше унижение!"... первым следствие нового курса явилось растущее отчуждение в отношении исламского мира. Арабы стали уже не единоверцы, а чужие, неприятные, лживые люди, к тому же еще и "неблагодарные мятежники". Иранцы превратились в чудовищ с рогами и копытами. (в свою очередь, персы тоже не остались в долгу, прикрепив рога и копыта к тюркам...) Ничего удивительного; идея национализма была инкорпорирована в Турцию и Иран из Европы, частью - Российской Империи. А национализм европейского типа всегда отличается нетерпимостью к универсалистким доктринам.
Османы вдруг осознали, что восточнее Малой Азии у них есть братья. Таких чувств они ранее не испытывали и не желали испытывать - достаточно заметить, что Тебриз османы сжигали трижды и обращались с тюркским населением завоеванного Азербайджана со свирепой жестокостью, как с неисправимыми еретиками. Дошло до того, что шах Тахмасиб дал торжественный обет запретить миниатюру и изящные исскуства в своей стране и приказал выжигать на пути османских полчищ все, чтобы остановить их. И вдруг, в горестную годину одиночества и всеобщего поношения пришло осознание, что в Закавказье и Иране живут миллионы людей, говорящих практически на одинаковом языке. А далее, в Туране расположены земли легендарных предков...
Так возникло чувство "тюркского братства". Если человек чувствует себя чужаком и лишним человеком в дальних краях, он начинает искать свой корень, семью.
Sacatecah написал(а):Тут какая ситуация - Китай достаточно резко был объеденен.Даже не смотря на кровопролитные войны между княжествами. Резко и массово. Ситуация схожа с ростом и захватом новых земель при арабском халифате. Сейчас и имеем ту самую диглоссию в арабском, что и диалектное членение в китайском, только у китайцев общим является пикинский диалект ,который по сути и явил собой "литературный" китайский - "путунхуа", а у арабского мира общим литературным языком есть "фусха", т.е. язык классического периода и , в первую очередь, язык священного Корана. Разница тут вероятно только в одном - арабский фусха держится на религии, китайский путунхуа - на КГБ и многомиллионной армии бравых китайских солдат...
Не вполне. Китай достаточно резко был объединен императором Цинь Шихуанди. До этого процессы консолидации шли в "период борющихся царств", так что из двух десятков государств оталось уже семь. Циньцы только подвели итог, завершив завоевание; порука моим словам - империя Хань, которая заменила Цинь.
И... культура. Языков, может быть, много, а вот китайская-то культура, основанная на конфуцианской этике одна и удивительно монолитная.