Персидское, византийское и отчасти греко-римское искусство нашло своё отражение в арабском орнаменте.

Так как Ислам запрещал изображения человека, то мусульманская архитектура и мусульманские прикладные искусства стали главными формами художественного воплощения в мусульманском мире культуры. В них арабский орнамент и достиг большой выразительности и огромного разнообразия.

Два вида орнамента выделяются в мусульманском искусстве. Это гирих - геометрический орнамент и ислими - растительный орнамент. Обычно употребляется один из них, но встречаются и их разнообразные сочетания.

С арабского языка гирих переводится как узел и этот орнамент строится на сетках, которые и образуют узлы. Сводится построение гириха к определенному местонахождению главной фигуры и нередко можно увидеть наложение одной орнаментальной сетки на другую. Гирих практически невозможно создать без линейки, а часто и циркуля, так как в основу его построения положена геометрия круга. Круг делится на части, а уже при помощи этих частей строятся квадраты, прямоугольники и многоугольники. Огромное множество самых разных геометрических орнаментов, которые получились от множественного наложения различных многоугольников один на другой, на круги и пр. включает в себя композиция гириха. Гирих - это всегда математически выверенная модель, рациональная модель, при помощи которой можно создавать орнамент из раппорта, который может повторяться бесконечно механически. Важно отметить, что научные открытия в области математики и обусловили успешность такого направления, как орнаментально-декоративное искусство Востока.

Арабески это - арабский орнамент, арабский узор, который состоит из переплетающихся декоративных мотивов гириха, ислими и надписей, выполненных канонизированными шрифтами: насх, куфическим и др. Ислими (растительный узор) как бы вплетается в сетку гириха и заполняет фон орнамента или дополняет его. 

Важнейшей неотъемлемой частью мусульманского орнамента одиннадцатого-тринадцатого веков является его узорность, которая является основной определяющей мусульманского стиля в прикладных искусствах, архитектуре, музыке, поэзии. В то время мыслители, архитекторы и художники мироздание представляли именно в формах отвлеченных построений, а также в виде причудливой растительности и животных из некого фантастического мира. Научное обоснование того, что существует связь между живой природой и геометризацией форм в искусстве дал Бируни. Таким образом он обосновал в орнаментальном творчестве присутствие геометрических черт.   

Философ и мыслители средневекового Востока в особом цветочном стиле и сказочной, волшебной форме выражали мечте о счастье, покое и красоте.

Такие фигуры как медальоны включали в себя фигурные арочки, розетки, мадохили и каймы. Они находились как бы на рубеже мотивов гириха и ислими. Также в арабском орнаменте фигурируют и иные мотивы, такие как мифологические (например, животные с крыльями), зооморфные, сцены охоты, астральные (луна, звёзды, солнце) и пр.

Что касается цветовой гаммы, то в орнаментальных росписях арабского орнамента, как правило, преобладают голубой и красный цвета и их сочетание с позолотой и белы. Кроме этого широко использовался зелёные цвет и коричнево-жёлтый. Хотя единой гаммы красок не было. Было лишь огромное разнообразие различных сочетаний красок, характерных именно для стран Ближнего, а также Среднего Востока.

Сталактиты, являвшиеся сочленением мелких консольных ниш, которые нависали друг над другом, были распространены в арабской архитектуре. Они изготавливались из терракоты и гипса и создавали потрясающую игру света и тени.

На деревянных ножках, подлокотниках, спинках арабской мебели также применялись различные орнаментальные восточные мотивы, где главенствующее место принадлежало стрельчатой пологой арке.