У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Персидская миниатюра

Сообщений 1 страница 20 из 62

1

Искусство ближне- и средневосточной миниатюры буквально расцвело в средние века. В художественной иранской культуре данным искусством было занято особое, отдельное место. Искусство персидской миниатюры постоянно развивается как в Иране, так и в разных странах мира. Постоянно организуются выставки персидской миниатюры иранскими культурными центрами. Практически везде в Иране как в художественных салонах, так и на рынке можно увидеть и приобрести иранские миниатюры современных мастеров.

Что же такого особенного таит в себе восточная миниатюра? Чем принципиально отличается она от китайской, японской школы миниатюры, русской и западноевропейской? При этом мы говорим о самой изобразительной сущности восточной миниатюрной живописи как особенном виде искусства, а не о разнице сюжетов и не об отличиях различных деталей быта и этнических образов. Восточная миниатюра. это одно явление? Часто миниатюрное искусство стран Среднего и Ближнего Востока именуют мусульманским, исламским (миниатюры называют исламскими миниатюрами). Однако она получила своё развитие вопреки этим религиозным канонам. Сложно разобраться и в разделении восточной миниатюры по признаку этническому и геополитическому где персидская, арабская, индийская, среднеазиатских регионов, а также в рамках множества школ- гератской, бухарской, тебризской и прочих.

В искусствоведении принято обычно рассматривать восточную миниатюру сквозь призму систем разнообразных художественных школ. Однако стилистические грани, которые бы могли её чётко разделить определить сложно. Некоторые персидские миниатюры работы ряда мастеров будут разительно отличаться от, скажем, индийских, например. Но существует изрядное количество неизвестных, неподписанных миниатюр, которые в чём-то схожи с персидскими миниатюрами, а в чём-то с индийскими работами и одновременно с этим будут отличаться от тех и других одновременно. Поэтому относительно атрибуции многих миниатюр часто ведутся довольно горячие дискуссии среди знатоков. Объясняется это тем, что между этими двумя странами Ираном и Индией существовало множество промежуточных звеньев, связанных в единую цепь, одно из которых было расположено в Хорасане, а другое в Маверннахре. Эти звенья между собой стилистически близки, однако идентичными назвать их было бы неправильно. Роль миниатюры в мировом изобразительном искусстве, наверное, не главная, а особая. Вместе с ней давайте проследуем к прекрасному.

http://uploads.ru/t/D/P/7/DP78Z.jpg

2

Связь с реальностью

Искусство персидской миниатюры созвучно таинству строк изящной и цветистой поэзии Востока. Мастера миниатюры запечатлевали подвиги и битвы эпических героев, торжество и убранство пиров, а также лирические сцены, которые воспевали любовь, идущую рука об руку с верностью. Искусство восточной миниатюры, являясь живописью без светотени, является весьма условным и декоративным. Линейный тончайший рисунок в сочетании с чистыми и созвучными цветовыми пятнами - фундамент миниатюры. Перспектива миниатюре также не присуща и её условные приёмы существенно ограничивают передачу человеческих изображений - жесты, позы, передача чувств - всё это подчиняется определённому канону. В восточной миниатюре, так же как и в восточной поэзии существует обычай повторения различных зудожественных приёмов и сюжетов; являющихся известными, в этом нашло своё отражение правило, которое было присуще традиционному средневековому творчеству - важно было, чтобы создаваемое произведение искусства имело единство с тем, что существовало ранее. При этом, будучи искусством светским, миниатюра была весьма приближена к реальности. Плоскость в миниатюре была заполнена главным образом изображениями пейзажа, всевозможными бытовыми предметами, шедеврами архитектуры. Портретное человеческое изображение в иранской миниатюре получило довольно значительную активность и независимость.

Развитие миниатюры Среднего Востока и миниатюры западных школ того времени отличалось накоплением опыта жизненных впечатлений. Если в Европе средних веков культовая литература являлась главным объектом иллюстрирования, то на Востоке этим объектом была литература светская. Данное тематическое расхождение западной и восточной школ миниатюры обусловлено борьбо й с идолопоклонством, сопровождавшей процесс становления ислама. Однако победу одержала иконоборческая тенденция. Божество и божественное в мусульманских странах трактовалось не иначе как духовное начало - нечто невидимое, то, что невозможно воспроизвести. Поэтому от распространения средствами изобразительного искусства религиозных догм исламский восток отказался. А вот к буквам и словам на Востоке всегда относились с большим уважением, почтением, верой в их небесное, божественное происхождение и в их великое могущество. Поэтому мастерству каллиграфии в рукописи уделялось большое особое внимание и искусство каллиграфа всегда оценивалось значительно выше искусства живописца миниатюры.

3

О "концепции мироздания"

Орнаментальный, нарядный стиль, превращающий рукописи в настоящие шедевры искусства возник благодаря любви к каллиграфии и художественному оформлению листа. Заставки и фротисписы - похожие на кружево в сине-золотом цвете предваряли тексты, а названия глав были украшены растительным орнаментом. Именно таким решением - орнаментальным и отличались различные иллюстрации-миниатюры - отличались узором, цветовым решением, завитками, полянами, символизирующими ковёр, деревьями и другими фигурами, располагавшимися симметрично. Таким образом, восточная средневековая книга в своём декоративном оформлении следовала эстетическим идеалам исторической эпохи и фольклорным истокам литературы средних веков. Особая "концепция мироздания" нашла своё отображение именно в живописи персидской миниатюры. Цветение деревьев, плодоносящих позднее абрикосами, свежая прохлада оазисов, распустившиеся мальвы и ирисы на полянах - были столь желанными ценностями в засушливом, жарком климате. Их и стремились отобразить живописцы в своих миниатюрах - поэтому на них мы можем видеть вечную весну. Картины природы передавались формулами - лес заменяли несколько деревьев, горный пейзаж - холм, виднеющийся на горизонте, а благоуханный сад символизировал цветочный куст. Столкновение воюющих армий передавалось изображением двух-трёх всадников, причём с похожими лицами, так как обозначать их индивидуальность не было принято, гораздо важнее было передать тип, который соответствовал сословию, поведенческим нормам и идеалу красоты той эпохи. Молодые герои имели на миниатюрах тонкие талии муравьёв,а  толстые, слоновии талии символизировали могучих воинов. Постепенно в восточной миниатюре выработались определённые типажи царей, красавиц, стариков, всадников. Очень часто на миниатюрах можно увидеть композиции военных баталий, торжественных приёмов, любовных сцен и, конечно, философских бесед. Состояние же персонажей и малейшие ньюансы их настроения тонко передаются как ритмом, так и колоритом, под аккомпанемент пейзажного общего фона. Однако, каким бы ни был сюжет, в миниатюре всегда сохранено плоскостно-орнаментальное единство. При таком подходе остроте драматизма нет места.

Причудливое, гармоничное слияние реальности и вымысла, соединённы е с символичностью и составляют мир персидской миниатюры. Образы её всегда жизнерадостны и праздничны. Как правило, перед нами предстаёт великолепный сказочный сад, в котором разноцветные лужайки, покрытые цветами - синими, сиреневыми, голубыми, розовыми, золотистыми, окружают скалы. Синее небо или золотистое, по которому живописно бегут облака. В средневосточных школах живописи, пейзаж, лишь условно обозначаемый багдадскими миниатюристами, приобрёл другое - особое значение. На некоторых миниатюрах ширазской школы изображены уникальнейшие чистые пейзажи.

4

Гератская и тебризская школы

Герат в пятнадцатом веке был одним из самых крупных центров искусства книги среди стран Среднего Востока. У его правителей имелась превосходная библиотека-мастерская, в которой знаменитые каллиграфы и мастера живописи переписывали и иллюстрировали новые манускрипты. Камал эд-Дин Бехзад, родившийся в 1450 г., и умерший в 1533 г., являлся самым крупным художником. Его несомненный величайший талант, который шлифовался с детства в гератской мастерской при дворе, привлёк к себе внимание Алишера Навои, сыгравшем важную роль в духовном формировании мастера. Миниатюры, которые создавал Бехзад, были столь прекрасны, столь восхитительны, что подобного уровня мастерства впоследствии удалось достичь лишь единицам. К сожалению, до наших дней сохранились только около 20-ти произведений этого великого художника. Мы можем любоваться иллюстрациями к поэме "Бустан", написанной Саади. Чувство гармонии Бехзад сумел передать в миниатюре под названием "Беседа учёных в медресе". Бехзад сумел обогатить искусство миниатюры многими новшествами, которые наиболее ярко отражены в иллюстрациях художника к рукописи "Зафар-наме" / "Книга побед Тимура" Шараф эд-Дина Али Йазди, которая повествует о реальных исторических событиях того времени. Ещё один штрих - все миниатюры Бехзада наполнены движением. О современных понятиях о портретном искусстве лучше забыть, рассматривая средневековые восточные изображения. Об этом говорилось в предыдущей статье.

Всё развитие средневосточной миниатюры, происходившее впоследствии, испытало влияние искусства Бехзада. Продолжателями его традиций стали мастера тебризской школы шестнадцатого века, которые, сохраняя верность и местным традициям, впитали в себя всё лучшее из других школ живописи. К середине шестнадцатого века стиль тебризской миниатюры сложился в особый - яркий и прекрасный. Именно в нём нашла своё воплощение самая чудесная и праздничная сторона жизни того времени. В начале шестнадцатого века на произведениях видно, что художественные приёмы мастеров весьма сдержаны, однако они очаровывают своим изяществом и безупречностью исполнения. Это легко увидеть, посмотрев те иллюстрации, которые содержатся в рукописи Арифи под названием "Мяч и клюшка", созданной в 1524-1525 гг.

В 1530-1540 гг. тебризская школа находилась на вершине своего расцвета. Мастера этой школы, создавая иллюстрации к классическим произведениям восточной поэзии, украсили традиционные сюжеты рядом деталей и эпизодов из повседневной жизни. И вместе с этим тебризские миниатюры поражают щедрость своих красок. Многофигурные композиции захватывают уже всю плоскость лста. Создать нечто более впечатляющее в качестве книжной иллюстрации практически невозможно.

Среди талантливейших мастеров тебризской школы шестнадцатого века - имя султана Мохаммада, работы которого поражают нежностью кисти и своим художественным совершенством. Он являлся главой тебризской школы в то время. Уникальными образцами творений этого художника являются иллюстрации, сделанные мастером в 1539-1543 гг., к рукописи "Хамсе" / "Пять поэм" Низами. Кроме него, в работе над иллюстрациями этого произведения принимали участие знаменитые тебризские мастера. Украсила эту книгу и миниатюра султана Мохаммада к одной из поэм - "Хосроу и Ширин", на которой изображён царевич Хосроу, любующийся прекрасной полуобнажённой царевной Ширин, которая купается в озере. В этом изображении и образы изящного всадника, восседающего на розовом коне и женственной красавица Ширин весьма условны - лица их выражают бесстрастность, и в позах их, и в жестах нет динамики - они статичны.

Со временем однако связь изображений с книгой нарушилась и этот новый их тип стал преобладающим. Монохраматические рисунки смени уникальную красочность. Реза Аббаси, возглавлявший исфаганскую школу семнадцатого века являлся самым одарённым художником данного нового направления, он был знаменит как потрясающий масте, рисующий тушью.

Далее, в позднефеодальный период, искусство восточной миниатюры утратило свою небывалую изысканность, а утончённость сменили бесконечные повторения приёмов разных школ, включая западноевропейские, которые и разрушили хрупкую эстетику персидской миниатюры средневековья.

5

Доброго времени суток, Amal.
Вот ссылки на иранскую старинную миниатюру:
http:_//varvar.ru/arhiv/gallery/manuscripts_persian/index.html
http:_//sanat.orexca.com/rus/archive/2-02/international_contacts1.shtml

Отредактировано Badr_Al_Budur (2007-09-27 19:15:33)

6

Asar Gallery of Art: http:_//www.persianpaintings.com/

Отредактировано Rusudan (2007-10-20 10:36:59)

7

Amal написал(а):

Украсила эту книгу и миниатюра султана Мохаммада к одной из поэм - "Хосроу и Ширин", на которой изображён царевич Хосроу, любующийся прекрасной полуобнажённой царевной Ширин, которая купается в озере. В этом изображении и образы изящного всадника, восседающего на розовом коне и женственной красавица Ширин весьма условны - лица их выражают бесстрастность, и в позах их, и в жестах нет динамики - они статичны.

Не вполне согласен. По выражению покойного Освальда Шпенглера, попытка овладения перспективой знаменует первый этап развития фаустовского мироощущения.

Обратите внимание на миниатюру Султана Мохаммада "Девушка". Вещь очень нестандартная. Во-первых, перед нами уже не вполне "типаж", а личность. Во-вторых, чувствуется попытка овладения перспективой.

Увы, все это закончилось неудачей. Тому имелись объективные (которое вы перечислили выше) и субъективные (османо-сефевидская война, полностью разрушившая азербайджанские города в Иране и Ширване).

Отредактировано Iu.M. (2008-10-04 18:34:41)

8

Еще две прекрасные тебризские миниатюры - иллюстрации к "Сокровищнице тайн" и "Искандернаме" Низами Гянджеви.

9

Кстати - спасибо за тему :-) Постараюсь выложить минитюры ширазской школы из нашего Института Рукописей. Увы, тебризской школы у нас нет...

10

Cпасибо вам, Gilavar за то, что поддержали ее. Тема очень интересная.  :)
За миниатюры ширазской школы, не только я буду вам признательна, если выложите.

11

Выставляю отрывки из очень интересной статью на тему о иранской школы миниатюры:

12

Фрагмент из миниатюры Мир Сеид Али (XVI в), красочно  и натуралистично отражающие быт туркоманов (тюрков огузов).

13

Фрагмент из миниатюры Мир Сеид Али (XVI в), красочно  и натуралистично отражающие быт туркоманов (тюрков огузов).

14

Фрагмент из миниатюры Мир Сеид Али (XVI в), красочно  и натуралистично отражающие быт туркоманов (тюрков огузов).

15

Фрагмент из миниатюры Мир Сеид Али (XVI в), красочно  и натуралистично отражающие быт туркоманов (тюрков огузов).

16

Gilavar написал(а):

"...Согласно Садик Беку, автору трактата «Каноны живописи», написанного в конце XVI века...

эти каноны созранились до сих пор, и не только в Иране, точно по такому же принципу пишут современные словянские иконописцы.
в мои студенческие годы, нас тоже учили этим канонам.

17

fereshte написал(а):

эти каноны созранились до сих пор, и не только в Иране, точно по такому же принципу пишут современные словянские иконописцы.

Поразительно. Я этого не знал.

fereshte написал(а):

в мои студенческие годы, нас тоже учили этим канонам.

Прошу извинить за нескромное любопытство - где вы учились? Вы художница?

18

Со мной работает каллиграф. Он умеет делать кисти для рисования и тростниковые перья для письма (калам). Я брал у него уроки по собственной инициативе много лет назад. Это пошло мне на пользу. Правда, миниатюристом и даже каллиграфом я не стал, но я понял что это такое, усвоил  элементарные основы и стал писать гораздо лучше. Я даже нарисовал несколько миниатюр в подражание персидским. Но это так, забава. Зато я научился изготовлять и точить тростниковые перья, писать тушью и правильно поворачивать калам во время письма, так, чтобы одна часть буквы выходила толще, и, постепенно сужаясь, превращалась в еле заметную ниточку. Надо сказать, получаешь огромное удовольствие от процесса письма. Как будто рисуешь. Создаешь красоту и сам ею наслаждаешься. Арабская каллиграфия - это в самом деле искусство, это не то, что писать латиницей или кириллицей, даже близко к европейскому письму не стоит. Конечно, сам каллиграф усмехается, когда видит мои закорючки и говорит, что это не "насталик" (разновидность персидского почерка), а всего лишь бледное подражанее насталику, и что мне надо еще долго учиться и тренироваться. Но обычные люди, не каллиграфы, например, очень грамотные иранцы из Ирана, поражаются, когда видят образцы моего письма и спрашивают, где я научился так здорово писать почерками "насталик", "куфи" и "насх". Чтож, этого достаточно. Мне, как востоковеду, важно было изучить технику письма, приемы, погрузиться в эту атмосферу, почувствовать, что это такое - быть  "хаттатом" (каллиграфом).

Миниатюра с изображением льва из рукописи XVII в "Ихтийарат-и бадии" Зейналабдина Аттара. Баку, Институт рукописей НАНА.

Отредактировано Faridbey (2008-11-30 05:44:23)

19

Может, когда-нибудь сбудется моя мечта и я научусь каллиграфии...

20

Не менее интересна современная иранская миниатюра - логическое развитие традиций традиционной иранской миниатюры. Используя древние каноны, но в новой интерпретации, иранские миниатюристы подняли искусcтво оформления книг на высочайший уровень.

Хафиз Ширази. Миниатюрист Махмуд Фарcчиан. Его миниатюра размещена на обложке великолепного "Дивана" Хафиза, который я недавно купил.