Искусство ближне- и средневосточной миниатюры буквально расцвело в средние века. В художественной иранской культуре данным искусством было занято особое, отдельное место. Искусство персидской миниатюры постоянно развивается как в Иране, так и в разных странах мира. Постоянно организуются выставки персидской миниатюры иранскими культурными центрами. Практически везде в Иране как в художественных салонах, так и на рынке можно увидеть и приобрести иранские миниатюры современных мастеров.
Что же такого особенного таит в себе восточная миниатюра? Чем принципиально отличается она от китайской, японской школы миниатюры, русской и западноевропейской? При этом мы говорим о самой изобразительной сущности восточной миниатюрной живописи как особенном виде искусства, а не о разнице сюжетов и не об отличиях различных деталей быта и этнических образов. Восточная миниатюра. это одно явление? Часто миниатюрное искусство стран Среднего и Ближнего Востока именуют мусульманским, исламским (миниатюры называют исламскими миниатюрами). Однако она получила своё развитие вопреки этим религиозным канонам. Сложно разобраться и в разделении восточной миниатюры по признаку этническому и геополитическому где персидская, арабская, индийская, среднеазиатских регионов, а также в рамках множества школ- гератской, бухарской, тебризской и прочих.
В искусствоведении принято обычно рассматривать восточную миниатюру сквозь призму систем разнообразных художественных школ. Однако стилистические грани, которые бы могли её чётко разделить определить сложно. Некоторые персидские миниатюры работы ряда мастеров будут разительно отличаться от, скажем, индийских, например. Но существует изрядное количество неизвестных, неподписанных миниатюр, которые в чём-то схожи с персидскими миниатюрами, а в чём-то с индийскими работами и одновременно с этим будут отличаться от тех и других одновременно. Поэтому относительно атрибуции многих миниатюр часто ведутся довольно горячие дискуссии среди знатоков. Объясняется это тем, что между этими двумя странами Ираном и Индией существовало множество промежуточных звеньев, связанных в единую цепь, одно из которых было расположено в Хорасане, а другое в Маверннахре. Эти звенья между собой стилистически близки, однако идентичными назвать их было бы неправильно. Роль миниатюры в мировом изобразительном искусстве, наверное, не главная, а особая. Вместе с ней давайте проследуем к прекрасному.