Часто считают, что современное искусство есть продукт западной цивилизации и западного мышления. Это где-то так. Но, в данном случае, было бы полезно уточнить, что мы имеем в виду под Западом, а что под Востоком. В представлении западноевропейца настоящий Восток это Индия и все, что лежит восточнее - Китай, Тибет, Индокитай, Япония. В то же время, Ближний и Средний Восток - как мусульманский, так и иудейский, подобно европейскому Западу, представляет собой авраамитскую традицию единобожия. Согласно Исламу и христиане и иудеи - "люди писания", в отличие, например, от индуистов, которые считались и считаются язычниками. Об этом еще 1000 лет назад писал Абу Рейхан Бируни.
В основе традиции как мусульман, так и христиан и иудеев, лежит почитание священных заповедей, элементы усвоенного у греков гуманизма, и, выраженные в разной степени, прагматизм, индивидуализм и эгоцентризм. Наболее сильно эгоцентризм выражен у западно-европейских народов и послабее - у мусульман. В то же время, у народов Юго-Восточной Азии (китайцев, японцев и т.д.) коллективизм резко преобладает над индивидуализмом, а чистый гуманизм существует лишь в зачаточной форме. Индусы занимают промежуточное положение между ближневосточными и дальневосточными народами.
Греко-римское культурное наследие - общее как для мусульман, так и для христиан. Правда, в Западной и Северной Европе на кальку греко-римской цивилизации наложился мощный пласт кельтской и, особенно, германской культуры. То есть, Запад это античное наследие плюс кельтская и германская культура, а Мусульманский Восток - то же самое греко-римское наследие плюс сильнейшие семитские, иранские и тюркские наслоения. Но основа та же самая, что и на Западе - эллинизм.
Нельзя отрицать и влияния иудаизма на формирование базовых элементов как христианской, так и мусульманской цивилизации. В конце-концов, Старый Завет - иудейская книга, а христианство - изначально есть одна из иудейских сект, испытавшая сильное влияние античных греко-римских учений, в том числе, стоицизма, платонизма и т.д. Арабы также семиты, имеющие общее происхождение с иудеями, создавшими Библию, которая сейчас является религиозной книгой христианских народов Запада и оказавшей влияние на сюжеты изобразительного искусства Средневековой Европы.
В силу определенной общности (хотя и не тождественности) некоторых элеметов ментальности, современное искусство Запада не очень чуждо народам Мусульманского Востока. Прежде всего, поскольку ислам запрещал изображения живых существ, в мусульманских странах развилось изящнейшее орнаментальное искусство, где в роли украшений выступали геометрические фигуры и орнаменты различной сложности. То есть, понимание языка абстрактных, неатропоморфных изображений существовало в мусульманском мире всегда.
Что касается древних тюрков, то их доисламское искусство вообще далеко как от арабского, так и от иудейского и иранского. В изобразительном языке тюрков нет той запредельной вычурности, присущей иранским орнаментам. В качестве примера можно привести традиционные тюркские ковры и вышивки, особенно азербайджанские и туркменские. Художественный эффект композиции достигается сдержанной цветовой гаммой и сочетанием достаточно простых, но выразительных орнаментов, являющихся закодированными символами, тамгами тюркских родов, а иногда стилизованными и упрощенными изображениями людей, а также лошадей и некоторых других животных.
Искусство современных художников-авангардистов Азербайджана, конечно же, выполнено в русле западных течений изобразительного искусства. Но, при этом, сюжеты, мотивы и манера исполнения многих из них - например, Расима Бабаева, Мир Джавада, Гаййура и др. - глубоко национальны и самобытны.