У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Положение женщины в Исламе

Сообщений 1 страница 20 из 25

1

В общих чертах постараюсь описать то, что интересует многих, спрашивающих о положении женщины в Исламе.

Некоторые стереотипы, которые сложились в европейском и американском сообществе относительно женщины в Исламе далеки от действительности. Например, гаремов в арабских странах уже давно нет. И соблюдающий мусульманин не может, по мнению многих исламских ученых, вот так запросто привести в дом вторую, третью и четвертую жену (более не разрешает Коран). Законы Шариата гласят, что мужчина, захотевший привести в дом вторую жену должен спросить на это разрешение у первой жены. И только если первая жена согласиться с пребыванием в доме второй женщины, мужчина может жениться второй раз, но только в том случае, если сможет обеспечить вторую жену без ущерба для первой. Без согласия первой жены, мужчина может привести в свой дом вторую только в том случае, если первая жена не может родить ему наследника. Все вышеизложенное в силе, если мужчина и женщина заключили постоянный брак, а не ОРФИ. ОРФИ - это бумажка, которая не дает женщине никаких прав - узаконенный секс другими словами. Но уважающая себя мусульманка никогда не станет заключать такой брак.

Кстати, если мусульманин женится на немусульманке, то последней не обязательно принимать ислам. Но тогда она будет иметь и меньше прав. Это опять таки действует в странах с господствующим шариатским правом. В Иордании, например, где главенствует светское право, женщина не может быть ущемлена в своих правах. По Шариату муж обязан содержать свою жену. И хотя Коран не запрещает женщине работать, в ряде арабских стран работающая женщина - это позор для мужчины. В исламских  странах женщины, как правило, имеют право работать в системе здравоохранения, образования, женских коллективах (женской парикмахерской, например). По Корану (кстати и по Библии тоже) - мужчина и женщина не равны и не могут быть равны в своих правах. Роль женщины - рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство.

Есть конечно и нарушения прав женщин в арабских странах. Да, существует дискриминация женщин в судах. Да, существует незаконная торговля женщинами. Да, есть насилие. Правда, насилие и незаконная торговля женщинами существуют во всем мире...

*  *  *

А вообще в этой теме хотелось бы узнать о положении женщин в Исламе от самих женщин, живущих в арабских странах.

2

Я книгу приобрела недавно - издательство "УММА" Москва 2003 год. Называется "Женщина в исламе", редактор составитель Гульнара Нуруллина. Много интересного для себя открыла в ней. Читаю маленькими порциями.

Понравилось высказывание (в одном из хадисов, что-ли) что "рай находится под ногами матерей" - т.е отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности".

Насколько это достоверно, прокомментируйте, пожалуйста.

3

Почитание родителей

К посланнику Аллаха (С) пришел человек, спрашивая разрешения участвовать в джихаде. Посланник Аллаха спросил: "Живы ли твои родители?" Он ответил: "Да". Пророк сказал: "В них твой джихад". (Достоверный хадис).

Посланник Аллаха (С) сказал: "Воистину, наибольшим благодеянием является поддержание человеком отношений после смерти своего отца с теми, кого тот любил". Хадис передал Муслим.

Всевышний Аллах в суре "Лукман" сказал: "И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости, отлучение его (от груди) - в два года. Благодари Меня и твоих родителей: ко Мне возвращение" (аят 14). И после завещания Лукмана своему сыну, в котором он запрещает тому совершать ширк (многобожие), речь в этом аяте переходит к завещанию Всевышнего и Всемогущего Аллаха человеку, в котором говорится о благодеянии и хорошем отношении к родителям и о подчинении им в совершении добра.

После упоминания о родителях особо выделяется роль матери, из-за нежности ее чувств и переживаний. Это напоминание ее детям о трудностях и беспокойствах их матери, когда она не спала ночами и уставала днем, а также, чтобы вспоминали дети о ее прежнем добром к ним отношении. Всевышний и Всемогущий Аллах везде и во все времена раз'яснял человеку, что приходилось переносить его матери в период беременности, во время родов или когда она отнимала его от груди. "Мать носит его с тягостью и производит с тягостью; и вынашивание его и отлучение (от груди) - тридцать месяцев". (Сура "Пески"). И никто за это не сможет полностью отблагодарить свою мать, даже если отдаст ей все, что в его силах.

Ибн-Омар, увидел однажды человека, несущего свою мать на плечах и совершающего таваф (обход) вокруг Каабы. Человек сказал: "О Ибн-Омар! Ты думаешь, я уже отблагодарил ее?" Ибн-Омар ответил: "Нет, ты не отплатил ей даже за одну схватку, которые она пережила при родах. Но ты совершил хороший поступок, и за это малое Аллах вознаградит тебя щедро". И это потому, что матери приходится переносить большие страдания и муки в период беременности, а также в часы родов. И никто, кроме Аллаха, не знает всей тяжести этого. Отсюда особое повеление проявлять заботу к терпеливой, бодрствующей матери за ее прежние заслуги перед своими детьми.

Однако и отец и мать, по словам Всевышнего и Великого Аллаха, оба заслужили благодарность - после вознесения похвалы Великому Аллаху: "Благодари Меня и твоих родителей" (аят). Выражение благодарности родителям - это обязанность, потому что этот приказ исходит от Аллаха. А то, что исходит от Аллаха и Его посланника (С) , становится приказом, обязательным к исполнению и строгому руководству им. Тот, кто не следует приказу, пусть упрекает только самого себя. Посланник Аллаха (С)  сказал: "Довольство Аллаха - в удовлетворенности родителей, а гнев Аллаха - в гневе родителей". Хадис передали Аль-Тирмизи, Ибн-Хаббан и Аль-Хаким.

После повеления благодарить своих родителей (но прежде - Великого Аллаха), вторым приказанием было сопровождать их в этом мире в добре, как сказал Великий и Всемогущий Аллах: "Сопровождай их в этом мире в добре" (аят), т.е. в делах этого мира, которые не касаются вопросов религии.

В хадисе пророка (С) : "Рай - под ногами матерей" - урок для сыновей, чтобы они дорожили довольством своих матерей, даже находясь у них в ногах. Это означает, что сын (или дочь) должен быть в таком положении, что люди решили бы, будто он унижен; но он не унижен. И это желанный призыв для того, кто хочет войти в рай. Так пусть же он придерживается смиренности и покорности у нее в ногах, но не ради унижения сына, а ради покорности матери. Но прежде - покорность Великому Аллаху и его Пророку (С), как уже говорилось выше. И когда посланник Аллаха (С)  завещал нам наших родителей, то сделал завещание матери наиболее ценным, поскольку ответил человеку, спросившему его о том, кто наиболее достоин его хорошего отношения: твоя мать, затем твоя мать, затем твой отец. Потому что отца от детей иногда отвлекает его работа, и если перед ним возникает какой-нибудь вопрос или проблема, то он без труда ее разрешает. Но если мать натыкается на эту проблему, то оказывается поверженной, и мы должны защитить и избавить ее от этого.

Непочитание родителей

Аль-Хафиз Аль-Захаби, выделил в своей бесценной книге "Аль-Кабаир" ("Великие грехи") целый раздел, посвященный такому греху, как непочитание родителей. В книге он многое раз'ясняет об этом грехе, который по своему значению стоит сразу после ширка (придание сотоварищей Аллаху). Ислам всегда дорожит уважением к родителям и велит сопровождать их в этом мире в добре. Это и есть дорога, ведущая сына (дочь) в рай. Но если он не почитает родителей или не признает их заслуги перед ним, то будет в одном ряду с пьяницей и попрекающим добром.

Посланник Аллаха (С)  сказал: "В рай не войдут не почитающий родителей, попрекающий добром и пьяница". И добился сын (дочь), не почитающий своих родителей, проклятия Аллаха - да упаси Аллах.

Посланник Аллаха (С)  сказал: "Проклял Аллах не почитающего своих родителей".

Также посланник Аллаха (С) сказал: "Во время моего Переноса ночью (из Мекки в Иерусалим) я видел людей, подвешенных на огненных стволах, и я спросил у Джабраиля: "Кто они?" Он ответил: "Те, которые ругают своих отцов и матерей в ближайшем мире".

Ценя великие заслуги матери, посланник Аллаха (С)  сказал человеку, спросившему его о благодеянии к родителям: "О горе тебе! А жива ли твоя мать?" Тот ответил: "Да". Посланник Аллаха (С) сказал: "О горе тебе! Не отходи от ее ног, ведь там рай".

Отец также имеет свои заслуги, которые не затмеваются достоинствами матери. Посланник Аллаха (С) сказал: "Сын может отблагодарить своего отца, только найдя его рабом, купив и освободив его". (Достоверный хадис).

Один человек пришел к Посланнику Аллаха (С) и сказал: "О Посланник Аллаха! Кто больше всех имеет право на дружбу?" Он ответил: "Твоя мать". Тот спросил: "Потом кто?" Пророк ответил: "Твоя мать". Тот спросил: "Потом кто?" Пророк сказал: "Твоя мать". Тот спросил: "Потом кто?" Пророк ответил: "Твой отец".

Абу-Умама передал, что один человек спросил посланника Аллаха (С) : "О посланник Аллаха! Каково право родителей по отношению к своим детям?" Он ответил: "Они - твой рай и твой ад".

*****

4

Жительница Саудовской Аравии потребовала от мужа развода, когда после 30 лет успешного брака он попытался тайно посмотреть на ее лицо, сообщает британская The Daily Mail.

продолжение...

5

fereshte
Cколько раз уже я видела эту перепечатку в сети. Статья эта ходит по интернету еще с мая месяца.
В самой же статье написано, что "традиция постоянно ходить с закрытым лицом не имеет отношения к исламу. Это очень древний, доисламский обычай, который соблюдают лишь немногие женщины в странах Персидского залива."

6

Я живу в Сирии и могу поделится своими наблюдениями. Могу сказать, что какого-то особого угнетения сирийских женщин, то хотя иногда такое наблюдается , но это скорее пережитки прошлого, дань традиции что-ли. Мол так мои деды жили и я так жить буду. Такое отношение к женщине скорее характерно для сельской местности ( там считается, что девочке нет необходимости учится больше 6-ого класса, ведь ее судьба - удачно выйти замуж). В городе с этим дело обстоит намного лучше, особенно в кругу сирийской интелигенции. Сейчас очень много женщин учатся в университетах, получают дипломы и работают, некоторые даже на совсем "неженских работах". Работать женщине стало даже престижно и многие мужья положительно к этому относятся. При этом работающая женщина не обязана тратить зараборок на семью, так как по религии муж все равно обязан содержать ее и детей. А свой зароботок она может тратиь как пожелает. Замечу, что это не всегда соблюдается, но это скорее зависит от  отношениях в конкретной  семье. Женщина имеет право иметь недвижимость и распоряжатся ее как ей заблагорассудится. Наследство, согласно светскому законодательсту, женщина получает в равных долях на равне с мужчинами. Но в случае наследствования чаще соблюдаются законы Шариата (доля женщины равна половине доли мужчины)

Отредактировано ляля (2008-09-09 14:04:28)

7

а кто что знает про Пакистан?

8

Мой муж как говориться "породистый" мусульманин))
Так вот положение женщины в исламе у нас достаточная частая тема в разговорах.
И каждый раз у нас дискуссия на эту тему.
Когда он начинает мне говорить с позиции женщина ДОЛЖНА, я начинаю ему приводить аналоги из хадисов и из Корана.
Так как основаная масса мусульман Египта живут по Сунне, то Коран - для них закон без каких либо иных трактовок. И потому, мне проще объяснять ему мое положение, как женщины, в исламе. С учетом того, что сейчас мы живем не в мусульманской стране.
И вообще, очень многое в отношении женщины, зависит от самой женщины.
Ведь ислам не ограничивает женщину, а защищает ее. Вопрос в том, как эту защиту трактовать.

9

Это ссылка на №3 2009 года ваковского журнала "Вестник Башкирского университета". В разделе "ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ" есть статья "Роль и место женщины-матери в исламе". Статью можно скачать и прочитать там же.
Достаточно интересно описана проблема, много цитат из Корана, правда, в переводе Крачковского. Видно, что автору ислам очень близок.
Ссылка: bashedu.ru/vestnic/content2009-3.htm

10

Похож на обычный реферат. Такие статьи в исламских университетах студенты пишут каждую неделю. Но интересно, конечно, спору нет... Правда, есть там вот такой абзац:

"Согласно Корану, женщина не виновна в первой ошибке Адама. Они вместе виновны в своем непослушании Богу, оба раскаялись и оба были прощены. Впрочем, Священный Коран возлагает большую ответственность на Адама".

Адама, мир ему, Господь как бы простил, но вот Хавву - даже если и простил, но и наказал. Приведу хадис:

"Юнус передал со слов ибн Вахба, что ибн Зейд сказал о словах Аллаха فَوَسْوَسَ  – "и он стал нашептывать" (Аль-Аграф, 20): "Шайтан стал нашептывать Хавве о дереве и пришел к нему вместе с ней, а потом стал расхваливать его перед Адамом". Адам позвал Хавву по своим делам, но она сказала: "Нет, пока ты не подойдешь сюда". А когда он подошел, она сказала: "Нет, пока ты не съешь плод этого дерева". Он съел и тогда им раскрылись их скрытые части. Адам спрятался в раю и его Господь позвал его: "О Адам! Ты убегаешь от Меня?" Он ответил: "Нет, о Господь! Но мне стыдно перед Тобой".Он сказал: "О Адам! Ты нарушил Мое слово?" Адам ответил: "Послушав Хавву, о Господь!" И Аллах сказал: "Воистину, я заставлю ее истекать кровью один раз в месяц, как она заставила истекать кровью это дерево. И я сделаю ее ум недалеким, а ведь Я сотворил ее терпеливой, и Я сделаю, чтобы она вынашивала свое дитя с тяжестью и рождала тяжко, хотя Я сотворил ее, чтобы она вынашивала его легко и рождала легко".

Потом, за что Адам и Хавва были изгнаны из рая? За то, что они съели плод Запретного дерева. И были ниспосланы сюда, на Землю - вместе с Иблисом (Сатаной). То есть наказание было одинаковым для всех троих - Адама, Хаввы и Иблиса.

Так, получается, что Господь, хоть и простил Адама и Хавву, но и наказал... И жили бы мы сейчас в раю и горя не знали, а так...

11

Спасибо, Elion, за подробный анализ статьи. В этом журнале, в каждом номере есть хотя бы одна статья по исламской тематике, но все они такого же типа и с использованием примерно такого же набора источников.

12

Gamar написал(а):

а кто что знает про Пакистан?

В Пакистане всё зависит от семьи,есть  девушки, которые получают образование заграницей(чаще всего в Англии), работают,у многих есть свой бизнес опять же заграницей(потому что в Пакистане сильная корупция-у нашей соседки был автомобильный бизнес в Америке,2 раза в год они приезжала домой,  эту корупцию не выдерживают даже  мужчины:знакомые продали свой бизнес в Пакистане и перебрались в Арабские Эмираты).Многие русские девушки выходя замуж не меняют свою религию на ислам, гаремов тоже нет( за все годы нашей жизни мы раз встретили мужчину-узбека у которого было две жены, одна жила в Узбекистане, а другая с ним в Пакистане , но они ни разу друг друга не видели, и что-то я сомневаюсь, что они в курсе, что у него две жены). Но большинство женщин всё-таки -это хранительницы домашнего очага,на их плечах домашняя работа и дети. По поводу одежды , кто-то ходит в шальвар-камизе, кто-то в бурке, в общем всё зависит от семьи.

13

Вот еще:

Положение женщин в Пакистане
Отсюда:archive.travel.ru/pakistan/people/traditions/

Пакистанская семья:

14

Amal написал(а):

И хотя Коран не запрещает женщине работать, в ряде арабских стран работающая женщина - это позор для мужчины. В исламских  странах женщины, как правило, имеют право работать в системе здравоохранения, образования, женских коллективах (женской парикмахерской, например). По Корану (кстати и по Библии тоже) - мужчина и женщина не равны и не могут быть равны в своих правах. Роль женщины - рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство.

Скажите пожалуйста это касается всех арабских стран? Многие мои студенты из Иордании, Сирии уверяют что женщина может работать если хочет, а некоторые мужчины мусульмане даже хотят чтобы жена работала. И правда, что пристижно иметь жену с Высшим образованием?

15

Artemiya написал(а):

Скажите пожалуйста это касается всех арабских стран?

Не всех, далеко не всех. :-) Арабский мир большой; исламский - на порядок больше.

Artemiya написал(а):

И правда, что пристижно иметь жену с Высшим образованием?

Конечно. Как говаривала ханом Ткач-Ахрар, в Иране будующий муж должен иметь дом, лавку и желательно - автомобиль. А когда противный лагерь вопрошает, что за чудо молоденькая девица на выданье, родители с гордостью отвечают, что пригожее их чадо в прошлом году поступило в мединститут. :-)

16

Gilavar написал(а):

родители с гордостью отвечают, что пригожее их чадо в прошлом году поступило в мединститут

Действительно, в Египте например для абитуриента самой высшей оценкой его знаний является поступление на медицинский факультет  провал этих экзаменов порой оканчивается трагически(((

17

А что другие профессии не приветствуються?

18

Просто практикующий доктор это прибыльная стезя поэтому и престижна. Другие профессии тоже имеют место и довольно популярные.

19

Извините за настырность, а насколько это прибыльно работать доктором например в Иордании? И уровень здравоохранения выше?

20

Я писала про Египет, приведу пример нашего педиатра-неонатолога каждый раз когда мы у него были на приеме у него очередь не менее 10 человек если не больше, за прием 70фунтов, доктор работает с 19-23часов, 3дня выходные Путем не сложных вычеслений в среднем за месяц получается 5600фунтов. При этом днем он практикует в государственных госпиталях.  Тоже самое могу сказать о геникологах и ортопедах (в чьих услугах нуждалась о тех и говорю). Возможно уровень здравоохранения не сопоставим с Европейским, но мы сравниваем не професси в разных странах, а разные профессии в одной стране.