Азербайджанская национальная одежда создавалась в результате длительных и сложных исторических процессов и вобрала в себя отдельные элементы, свойственные национальной одежде тюркских, иранских и кавказских народов. Так возник феномен азербайджанского национального костюма. Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины. Мужской костюм, так же как и женский, но имел локальные особенности в различных историко-этнографических зонах Азербайджана. Вместе с тем в костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя. Например, чем выше была папаха мужчины, тем к более высшему сословию он принадлежал. Длинные остроконечные папахи носили землевладельцы (беки), шапки покороче - купеческое сословие.
Детская одежда по своей форме была идентична одежде взрослых. Она отличалась от нее только размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев.
Азербайджанская женская одежда XIX – начала XX веков состаяла из нательной и верхней одежды, которая в свою очередь, подразделялась на плечевую и поясную.
Верхняя плечевая женская одежда состояла, в основном, из уст кейнейи, чепкена, архалыга, хез эшмяк.
Уст кейнейи - üst köynəyi (верхняя рубаха) имела прямой покрой без плечевого шва с разноцветной ластовицей. Рубахи шили обычно из шелка канауса и файа.
Чепкен – çəpkən - вид верхней женской плечевой одежды на подкладке, с ложными рукавами. Чепкены шили из тирьмы, бархата и различных шелковых парчевых тканей.
Архалыг – arxalıq - широко распространенная по всему Азербайджану разновидность верхней женской плечевой одежды. Их шили из тирьмы, различных шелковых парчевых тканей и бархата.
Ниже приведены рисунки русского художника XIX в Гагарина, изображающие карабахского бека (землевладельца аристократа) и, далее, зажиточного бакинца.
Лаббада – ləbbadə -короткая верхняя плечевая одежда. Ее изготавливали не стеганой подкладке из тирьмы, бархата и различных парчевых тканей.
Кюляджа – küləcə - верхняя женская плечевая одежда. Ее шили на подкладке, из тирьмы и бархата.
Бахари – bəhari - верхняя женская плечевая одежда на стеганой подкладке. Шилась обычно из бархата.
Кюрдю - kürdü - (стеганая безрукавка) – верхняя женская одежда. Ее шили из тирьмы и бархата, украшали мехом и вышивали гладью.
Эшмяк - eşmək – стеганая женская верхняя одежда, шитая из тирьмы и бархата. Ворот, подол и рукава обшивали мехом хорька. Внутри также подбивали мехом хорька, украшали золотыми кружевами и различными тесемками.
Верхняя поясная женская одежда состояла из нескольких туман - tuman - (юбка), чутбалаг - cütbalaq (парная юбка) и чахчур - çaxçur - (поясные верхние шаровары).
В городах при выходе на улицу женщины поверх юбок надевали чахчур.
Верхняя национальная одежда мужчины состояла из уст кейнейи - üst köynıyi - (рубахи), архалыга - arxalıq, габы - qaba, чухи - çuxa (плечевая одежда).
Однобортный ил двухбортный архалыг шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
Габа – верхняя мужская плечевая одежда. Шили ее в основном из тирьмы.
Чуха – верхняя мужская плечевая одежда – обычно была отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
Кюрк – kürk - шуба из овчины мехом внутрь, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.
В комплект национальной одежды входили различные виды головных уборов и обуви.
Кроме того, см.
http://www.azeri.ru/az/cultur/azerbaydj … y_kostyum/
wwwazclub.ru
Внизу представлены рисунки русского художника XIX в. Г.Гагарина, изображающие бека (землевладельца аристократа) из Карабаха и, ниже, зажиточного бакинца.
Отредактировано Faridbey (2008-11-21 08:58:26)