У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Азербайджанский национальный костюм

Сообщений 41 страница 60 из 104

41

Iu.M.
Faridbey
спасибо, что приоткрыли мир азербайджанской красоты!

42

И от меня спасибо. Как и любую восточную женскую азербайджанскую одежду отличает простота кроя моделей и богатство отделки. Но честное слово очень удивилась посмотрев все эти фотографии. Не знала, что азербайджанская национальная одежда такая красивая! Еще я читала, что по украшениям можно узнать можно возраст азербайджанки. Это так?

Отредактировано Nibaal (2008-11-21 18:41:32)

43

Nibaal написал(а):

Не знала, что азербайджанская национальная одежда такая красивая! Еще я читала, что по украшениям можно узнать можно возраст азербайджанки. Это так?

В наше время - вряд ли. Разве что, пожилые одеваются чуть сдержанее. Не злоупотребляют яркими самоцветами - рубинами, сапфирами, бирюзой, не носят больших сережек и т.д.

44

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАШКАЙЦЕВ - КОЧЕВНИКОВ ЮЖНОГО ИРАНА, ОЧЕНЬ БЛИЗКИХ ПО-ЯЗЫКУ К АЗЕРБАЙДЖАНЦАМ. Кашкаи - потомки средневековых туркоман, соплеменники каракоюнлу, аккоюнлу и кызылбашей - создателей трех могущественных империй на территории Азербайджана и Ирана. В отличие от основной массы тюрок Азербайджана и Ирана, кашкайцы сохранили традиционный полукочевой быт (отгонное скотоводство).  Национальный костюм кашкайцев отличается от одежды основной массы  азербайджанцев Ирана и Азербайджана.  Говорят на кашкайском диалекте азербайджанского языка. Поэтому их часто рассматривают в качестве территориально изолированной этнографической группы азербайджанских тюрок, сохранивших патриархальный уклад и обычаи.

Примерно так одевались предки азербайджанских тюрок и в самом Азербайджане еще лет 200-400 назад. Отдельные этнографические группы Азербайджана сохраняли этот стиль одежды вплоть до начала XX в. но еще в средние века постепенно начал брать вверх иной вариант национального костюма, отражающий изысканный стиль оседлого земледельца и горожанина, и повторяющий раннесредневековй сасанидский силуэт. Уже несколько столетий, как он почти безраздельно укоренился в Азербайджане, но кашкайцы, шахсеваны, афшары и другие  небольшие этнографические группы Иранского Азербайджана сохранили древний туркоманский костюм.

На фотографиях видны женщины, занимающиеся ковроткачеством и традиционный шатер кашкайцев.

Отредактировано Faridbey (2008-11-22 07:51:02)

45

КЫЗЫЛБАШИ. Этнографическая группа азербайджанцев, проживающая в иранских провинциях Восточный Азербайджан, Ардебиль и др. Возникла как союз тюркских племен Азербайджана, приведших к власти шаха Исмаила Сефеви в XVI. Так же как кашкайцы, кызылбаши до сих пор сохраняют полукочевой быт и туркоманский национальный костюм, в прошлом характерный для огузских тюрков всего Азербайджана.

Отредактировано Faridbey (2008-11-22 07:52:49)

46

АВШАРЫ (АФШАРЫ). Этнографическая группа азербайджанцев, проживающих в иранских провинциях Восточный Азербайджан, Западный Азербайджан, Ардебиль и др. Из этого племени происходил иранский шах XVIII в Надир шах Авшар,  известный художник XVII в. Садиг бек Авшар и многие другие знаменитые азербайджанцы. Авшары до сих пор сохраняют полукочевой быт и старинный стиль национального костюма.

Отредактировано Faridbey (2008-11-21 23:57:43)

47

ШАХСЕВЕНЫ. Этнографическая группа азербайджанцев в Азербайджанской Республике и Иранском Азербайджане. В XVI-XVIII вв представляли собой тюркские племена, наиболее преданные шаху и составлявшие его личную гвардию. "Шахсевен" переводится с азербайджанского как "любящие шаха". В Азербайджанской Республике почти полностью слились с основной массой азербайджанцев, в Иране же сохраняют некоторую обособленность и ведут полукочевой образ жизни (отгонное скотоводство), поднимаясь летом на высокогорные пастбища - яйлаги (yaylaq), зимой же, возвращаясь вниз на равнину - гышлаг (qışlaq).

Отредактировано Faridbey (2008-11-22 08:02:02)

48

Фарид бей - великолепно!

Я завтра выхожу в пустыню и буду хранить в сердце образы прекрасных тюркских кочевниц Азербайджана и Ирана.

Особенно меня потрясла одна молодая кашгайка, с прозрачно-хрустальными глазами. У нас в лаборатории работает девушка с предками из южноазербайджанского города Сараба - так вот, у нее точно такие же глаза...

Еще раз - благодарю. С надеждой на скорую встречу в чайном доме :-)

Ваш,
Iu.M.

49

Iu.M. написал(а):

Фарид бей - великолепно!
Я завтра выхожу в пустыню и буду хранить в сердце образы прекрасных тюркских кочевниц Азербайджана и Ирана.
Особенно меня потрясла одна молодая кашгайка, с прозрачно-хрустальными глазами.

Спасибо! Мне стоило огромного труда отыскать весь этот этнографический материал. Вот еще кашкайки.

Отредактировано Faridbey (2008-11-22 07:46:50)

50

А вот катафрактарий (тяжеловооруженный всадник) Аккоюнлу XV в. из музея Метрополитан (Нью-Йорк),  и потомки аккоюнлу - шахсевены (этнографическая группа азербайджанцев) из современного иранского Азербайджана (провинция Восточный Азербайджан). На фото женщины верблюдах и мужчины, гарцующие на конях. Это их предки создали государства Каракоюнлу (XIV-XV вв), Аккоюнлу (XV-XVI вв) и Сефевидов (XVI-XVIII), с центром в Азербайджане и охватывавшие почти весь Иран, Ирак и часть Центральной Азии (последняя частично контролировалась Сефевидами).

Отредактировано Faridbey (2008-11-22 08:04:51)

51

Вернемся к парадному национальному костюму Азербайджана. На фото мужские и женские национальные костюмы. Танцовщица Тарана Мурадова.

Отредактировано Faridbey (2008-11-22 07:41:54)

52

Азербайджанки из Баку. Фотографии второй половины XIX в (раскрашенные открытки). Фото Д.Ермакова.

53

Еще один интересный образец южноазербайджанского национального костюма, связанного с традицией "сасанидского силуэта" - "Девушка, играющая на кеманче", картина каджарской станковой живописи, начало девятнадцатого века.

54

Faridbey написал(а):

Мне стоило огромного труда отыскать весь этот этнографический материал. Вот еще кашкайки.

потрясающие снимки!
спасибо!

55

Азербайджанки из Баку в национальных костюмах. Фото 1881 г. Фотограф Луарсабов.

56

Вообще, классический азербайджанский национальный костюм (т.н. "сасанидский силует") в Азербайджанской Республике представлен гораздо лучше, нежели в иранском Южном Азербайджане. Это парадокс, ведь его корни на юге.  Во всяком случае, когда иранские азербайджанцы организовывают какие-то  фольклерные ансамбли, то они копируют костюмы  танцоров и танцовщиц из Баку.  Думаю причина в том, что в городах южного Азербайджане очень долго проводилась политика "деэтнизации" и насаждался "общеиранский" стиль  костюма горожанина (скучный тегеранский "сюртук"). Все это хотя и не привело к потере азербайджанцами своего  языка и самосознания, но заметно стерло этническое своебразие горожан Южного Азербайджана. Этот процесс стихийно шел еще сто лет назад. А в настоящее время стало и того хуже - почти все иранцы, кроме духовенства, носят европейские костюмы. В частности, азербайджанцы Южного Азербайджана не только в городах, но и в селениях национальных костюмов уже больше полвека как не носят. Исключение составляют лишь полукочевые скотоводы  шахсеваны, авшары, кызылбаши, каджары, кашкайцы, джалали и др., до сих сохранившие  своеобразие национального костюма. Кстати, костюмы этих этнических групп в Иране сохранились гораздо лучше, чем в Азербайджанской Республике, гда другая беда - национальный костюм сохранен, хорошо изучен, но "усреднен" и унифицирован для всего Азербайджана. Это привело к частичной утере и забвению уникальных  костюмов некоторых этнических групп Азербайджана. Да и сами эти этнические группы (карапапахи, шахсевены, авшары и др.) уже расстворились в общей массе  населения Азербайджанской Республики. В Иране они лучше сохранились не потому, что их там больно охраняли, а потому, что полукочевые тюрки Ирана жили изолированно, сохранили традиционный быт, образ жизни и обычаи. Иранское государство ими не особенно занималось. В СССР же,  их соплеменники, те же шахсеваны и авшары, усилиями советского государства, были превращены в стандартных советских граждан азербайджанской национальности с одним стандартным национальным костюмом, утвержденным и одобренным ЦК КПСС и ЦК КП Азербайджана. Этническое своеобразие, патриархальный быт, ежедневно надеваемый национальный костюм воспринимались как признаки отсталости, реакционности или национализма, и с этим решительно боролись. Даже азербайджанские народные певцы-сказители ашуги были все как один переодеты в сталинские косоворотки (смешно, но они их до сих пор носят!). Это как в фильме "Кавказская пленница", где товарищ Саахов говорит Шурику примерно следующее: "Здесь вы уже не встретите бабушкиных сказок, старинных обычаев. Может быть где-то там, высоко в горах... но не в нашем районе", а все потому, что:  "Вы тут собираете, сказки, легенды, а мы тут стараемся, чтобы сказку сделать былью!". Этнографический материал из иранского Азербайджана поможет нам восстановить элементы,  утерянные в северном Азербайджане.

Отредактировано Faridbey (2008-11-26 09:54:10)

57

Faridbey написал(а):

На фотографиях видны женщины, занимающиеся ковроткачеством и традиционный шатер кашкайцев.

Кстати: на фотографиях чётко видно, что станки кашкаек - горизонтальные. Это очень важный ньанс. Кочевники первыми изобрели ковроткачество и до сих пор ткут ковры на станках такой архаической конструкции, в то время, как в Иране и Азербайджане уже давно перешли на вертикальные станки.

58

Faridbey написал(а):

Кстати, костюмы этих этнических групп в Иране сохранились гораздо лучше, чем в Азербайджанской Республике, гда другая беда - национальный костюм сохранен, хорошо изучен, но "усреднен" и унифицирован для всего Азербайджана.

Это большая беда для Азербайджана. Вообще, в этой сфере советская власть проводила политику самого примитивного нивелляторства. Городские ханум носили каджарский "гламур" - следственно, именно он является национальным костюмом.

То, что может существовать множество "национальных миров" и, соответственно, множество национальных костюмов, было подвергнуто самой суровой критике.

59

Выкладываю информацию о Г. Гагарине, создавшем увлекательную серию костюмов азербайджанцев, в том числе, азербайджанских тюрков.

Гагарин Григорий Григорьевич
(1810-1893)

"...Г. Г. Гагарин родился в аристократической семье, был сыном известного дипломата. Художественного образования он не получил, но, проживая с 1816 г. в Италии, пользовался советами и уроками К. П. Брюллова.

Возвратившись в 1832 г. в Петербург, продолжал любительские занятия искусством. В 1834-36 гг. он совершил поездку на бриге "Фемистокл" от Афин до Константинополя, куда был послан на дипломатическую службу.

...Сдружившись с М. Ю. Лермонтовым, Гагарин в 1840 г. последовал за ним на Кавказ, где участвовал в военных действиях (даже был награжден орденом за храбрость в бою) и исполнил много портретов, пейзажей, военных сцен, зарисовок памятников старины. Часть их он в первой половине 1840-х гг. использовал для картин, посвященных Кавказу ("Лагерь у второй Муганлинской переправы через реку Алазань", "Группа горцев", "Сражение между русскими войсками и черкесами при Ахатле 8 мая 1841 года" и др.).

С 1848 г. Гагарин жил в Тифлисе, ездил по Закавказью, запечатлевая виденное. Диапазон его творческой деятельности этого периода необычайно широк: он построил в Тифлисе театр по собственному проекту, реставрировал фрески древних грузинских храмов, расписал в "византийском" стиле тифлисский кафедральный собор Сиони, руководил художественной частью на гранильной фабрике. Дом его был своего рода культурным центром Тифлиса.

С середины 1850-х гг. Гагарин продолжил свою деятельность в Петербурге: участвовал в составлении нового устава Академии Художеств, издал альбомы "Живописный Кавказ" и "Костюмы Кавказа", расписывал церкви, готовил труды по истории искусства. В 1859 г. был избран вице-президентом АХ. Не желая и не умея противостоять натиску консервативно-бюрократических сил, был вынужден оставить этот пост в 1872 г.

И талантом, и профессиональным уровнем Гагарин не уступал многим крупным мастерам, но предрассудки аристократической среды мешали ему полностью посвятить себя творчеству, и оттого вклад художника в искусство оказался скромнее его возможностей..."

60

А. Дюма "Путешествие на Кавказ".

БАКУ
"Что касается азербайджанцев - мы уже говорили о их типаже. ... Они изготовляют кинжалы с тончайшим лезвием, ножны с богатым украшением и такие же ружья с инкрустированной слоновой костью и серебром, за которые горский вельможа готов отдать четырех лошадей и двух жен. От азербайджанца нет нужды требовать письменного обязательства, достаточно одного лишь взять с него слово".
"Предметами торговли Баку являются шелк, ковры, сахар, шафран, персидские ткани и нефть. ...  Торговля шелком весьма значительна, хотя и не может сравниться с нухинской. В Баку собирают от пяти до шести тысяч фунтов шелка, который продается, в зависимости от качества, от десяти до двадцати франков за фунт (русский фунт равен двенадцати унциям)."

Иллюстрация: Г.Гагарин. Бакинские наряды. кон. XIX в.