У Вас отключён javascript.
В данном режиме, отображение ресурса
браузером не поддерживается

Амальград форум - арабская, персидская, ближневосточная культура

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



О справедливости

Сообщений 1 страница 20 из 20

1

Предлагаю поговорить о справедливости.
О моральных и философских критериях этого понятия.

В процессе обсуждения мы вряд ли сможем обойти правовые и политические аспекты справедливости.
(В такой интерпретации справедливость – это логическая, почти механическая оценка действия
согласно критериям, зафиксированным в общепринятой и обязательной нормативной системе – законе.).

Однако я убедительно прошу всех, кто захочет принять участие в данной дискуссии -
не развивать эти аспекты и не переводить дискуссию в политическое русло.

Давайте рассмотрим справедливость как аппеляцию к некоторому критерию или совокупности ценностей, которые считаются более высокими, чем те, что нашли воплощение в законе. В принципе, именно это обычно имеют в виду, когда говорят о «праве справедливости».

Предлагаю следующее определение справедливости:
"Справедливость - распределение прав и обязанностей в согласии с мнением участников. Причем, распределяются не обязательно равные права, происходит такое разделение прав, которое принято считать правильным в этой некой среде, при некоторых обстоятельствах."

2

Мне нравится высказывание Д.Х.Джебрана:
"Подлинно справедлив тот, кто чувствует себя наполовину виновным в чужих поступках"
Только совестливый человек может быть справедливым.

3

[О предопределении, справедливости и смысле молитв]

...все зависит от искренности просящего. Если человек просит искренне помощи через святых людей – (это) разрешено. Опять-таки, если он искренне просит милости у самого Создателя, то тоже нет ничего зазорного. Он читает в наших сердцах.

[о содержание молитвы] Если человек совершенно искренне просит помочь ему в покупке автомобиля, удачную финансовую операцию совершить или сохранить дом, то эта молитва - абсурдна. Ибо Творец - не страховой агент. Впрочем, она не наказуема, просто бессмысленна, как и огромное количество молитв, каждодневно возносящихся людьми по всему миру.

Вообще, любую молитву, в которой человек просит Сущего произвольно изменить ход провидения в его пользу или в пользу его ближних, его рода или народа я считаю бессмысленной - но не бесстыдной, ибо просьба обращена к высшим силам. Если Он всевластен, всеблаг, всезнающ и предопределение действительно существует - молитва его уйдет в песок и не будет принята - или же заполнит полноводно берега высохшего озера желаний. Если предопределено человеку погибнуть во время землетрясения вместе с другими - он погибнет. Если предопределено спастись - спасется. Вообще, как смеет палец на руке, пораженной гангреной, умолять врача сохранить его? Разве не ответил бы добрый, но знающий врач этому пальцу: "...о чем ты говоришь злосчастный? Тебе предопределено погибнуть, чтобы были спасены все тело и душа человека...!"?

"Но он был человек порядочный..." Ну и что из того? Отвечу: «будь бесстыдным развратником - и получишь наслаждение, будь лжесвидетелем на суде -  преуспеешь в делах земных, будь жестоким убийцей - и все живущие на земле будут бояться тебя; соблазни чужую жену, овладей невестой друга, надругайся над дочерью ближнего своего - и будет тебе приятность ...насилуй даже восьмилетних девочек - и, при соответствующей сноровке, ты получишь желаемое и никто не накажет тебя». Нет ничего абсурдней, чем умолять Господа сжалиться над ним, аппелируя к своей добродетели. Возмездие люди носят в себе, промысел Божий осуществляется во многом через них же. Иными словами, развратник получит свое через болезни, распад семьи, презрение супруги; лжесвидетель столкнется в один прекрасный день с человеком более подлым и беспринципным, чем он или же утонет в словоблудии и пустомыслии, убийца окажется в одиночестве и сдохнет как волк, в берлоге, сжимая в руке пригоршню жемчужин, ему уже не нужных. Соблазнитель чужих жен будет ревновать жену собственную; а тот, кто обесчестил чужую женщину получит по делам своим еще при жизни своей - своими же руками. Ибо тот, кто раз сделал подлость - приглашает к подлости всех окружающих. Тот, кто насилует детей еще при жизни сойдет с ума.

Предопределение заключается в необратимости истории человеческой души, ее сути и места, куда брошено человеческое семя. Не умоляйте Его пожалеть вас, лучше пожалейте себя и обратившись к своей душе у самого же себя попросите помощи! И Аллах Великий окажет вам милость - ибо Его милость была заложена в вас с мига вашего рождения.

Что же касается способности божества произвольно менять ход событий во Вселенной и в судьбе человеческой личности, то она не подлежит мною сомнению. Но вопрос поставлю иным образом: достойный получит награду за свое достоинство, не молясь, ибо Аллах Великий справедлив; злобный глупец будет наказан, даже если раскается совершив преступление и будет молить о прощении на коленях. Ибо, как я сказал, история человеческой души необратима и в этом заключается высшая справедливость.

Я намеренно не ставлю вопрос о загробном воздаянии. Мир идей и мир материальный соприкасаясь в каждой точке, тем не менее разделены. Как можно поймать мысль, душу, ангела? Итак: бойтесь наказания в мире этом, которое будет осуществлено вашими же руками, не просите сохранить вас во время пожара а просто отважно боритесь за жизнь и спасайтесь, ибо достойный будет спасен и без молитв, по божественному предопределению, а глупец погибнет, даже молясь усердно и не двигаясь с места. Впрочем, молитва в миг наивысшего напряжения всех сил не помешает, ибо молясь Ему в этот миг, человек, по сути дела, молится себе.

Но даже если вы достойны, не исключено, что некая сила нуждается в ваших высоких качествах для осуществления своих планов - и вас постигнет гибель, когда вы будете спасать людей в горящем поезде метро в туннеле. А мерзавец, разве его существование не случайно и не осуществляется ли через него какие-то непостижимые ходы Создателя, нам неизвестные?

"Но они молились, все святые, добрые люди; и пророк Мухаммед молился же...". Молились, общаясь с Сущим и являя всю чистоту своей веры. Разве снизошел Аллах Великий хоть к одной их просьбе, имеющей неестественный характер и даровал им блага там, где они были незаслуженны, неуместны и противны продопределению? Конечно, нет.

Итак, старайся быть бодрым душой, непрестанно благодари Аллаха Великого за каждый миг прожитой жизни в светлом мире, который может быть последним, (будь) добр к несчастным, сиротам, вдовам, соблюдай правила, ниспосланные (в святой книге), не верь глупцам и торговцам истиной, не бойся боли и смерти, не проси у Созидателя благ земных, а если хочешь - проси у него милостей, если желаешь - но не жди обязательного даяния.

خدا نگاهدار

Отредактировано Gilavar (2009-01-27 18:56:07)

4

Один человек всё жаловался на то, что Господь к нему явно несправедлив, не воздаёт ему по заслугам и прочее.
На что проходящий мимо мудрец заметил:
- Не жалуйся на то, что Бог несправедлив. Гораздо хуже, если Он будет поступать с тобой по справедливости.

5

Справедливость - понятие субъектитвное. Грубо говоря, справедлив то, кто предоставляет каждому то, что тому причитается. А что кому причитается? В том-то и вопрос. Если у нас на руках есть закон или контракт, где все это оговорено, например, размер заработной платы и т.д. - это одно. А если речь идет о неформальных отношениях, здесь уже трудно однозначно что-то утверждать. Во всяком случае, тот человек, который искренне старается быть справедливым, чисто субъективно - справедливый человек. Но его действия могут быть неоднозначно оценены окружающими людьми, часть которых может посчитать его справедливым, а другая часть - несправедливым.

6

Faridbey написал(а):

А что кому причитается? В том-то и вопрос...

Да, все это верно, но люди часто забывают важный факт. Справедлив тот приговор, который выносится незримым судом, согласно естеству. А все прочее - произвольная интерпретация людьми своих желаний.

Увы.

Наша цивилизация ведет автономное существование и законы, установленные для всех живых существ Вселенной, здесь частично не работают или игнорируются (кажется, повторил марксисткий тезис...). Поэтому за все происходящее в мире (в мире людей, все писания акцентируют внимание именно на социуме) человек ответственен, в первую очередь, перед самим собой.

"...О Боже, почему ты со мной так несправедливо поступил!" - никакой несправедливости, в полном соответствии с заветом, заключенным первыми людьми с Аллахом Великим. Свободному - свобода. Поэт так-то сказал: "из всех мазхабов в исламе я выбрал ученье любовных утех...". Перефразируя великих, скажу: из всех мазхабов я выбрал дорогу действия и разума; (так) возможно наибольшее приближение к образу мышления и шагам того, кому мы обязаны соответствовать. А справедливость приложится сама собой, как красота к добродетелям верной жены, описанной незабвенным Кейкавусом ибн Искандером. :-)

Отредактировано Gilavar (2009-02-02 08:26:45)

7

Gilavar написал(а):

законы, установленные для всех живых существ Вселенной, здесь частично не работают или игнорируются (кажется, повторил марксисткий тезис...)

Почему же марксистский?  Это, например, неоднократно повторяется в Коране, в Торе, в Евангелии. Да и по "мазхабу разума" - это же очевидно.

8

Elion написал(а):

Почему же марксистский?  Это, например, неоднократно повторяется в Коране, в Торе, в Евангелии.

Разумеется.

Отредактировано Gilavar (2009-02-02 19:25:34)

9

Обширная и где-то даже безграничная тема. Жизненный опыт нам подсказывает, что понятие справедливости относительно, или, как модно говорить в определённых кругах, "культурозависимо", так как зависит от национально-исторического контекста. Эта относительная справедливость может быть объяснена не только "идейными", общечеловеческими ценностями, но и вполне своекорыстными побуждениями.
И поскольку всем очевиден конфликт между относительной (субъективной) справедливостью и правосудием (формальным законом), напрашивается логичный и одновременно тео-философский вопрос: существует ли объективная справедливость ? Ansit ? - как спросили бы схоластики, - существует ли "объект исследования" ? Интересно, что в традиции Иудаизма считается, что целью Всевышнего было создать мир, в котором суд над человеком вершился бы только по строгим принципам объективной и абсолютной справедливости. Только позже, когда Всевышний увидел, что человек не выживет, если не судить его также и с милосердием, Он присоединил к атрибуту справедливости ещё и атрибут милосердия...

10

Всевышний ЗАПРЕТИЛ несправедливость Самому Себе - Он обладает абсолютной справедливостью .
Справедливость среди людей - это добродетельное качество и суждение о нем можно выносить на основе закона Божьего для верующих(с давних времен, через пророков говорилось ,что является несправедливостью, чего надо избегать и чему надо следовать и тд) либо того набора общепринятых качеств или действий, считающихся справедливостью ,в атеистическом или ином обществе .
Вот говорят, а что если атеист, то он что, не может быть справедливым, добрым, порядочным и тд... ?
Может. социально.
Но вот если у верующих все эти благие качества понятно откуда - из повелений Всевышнего, из образа жизни пророков...
то.. у атеистов, многобожников ,сатанистов и тд. и тп - откуда?
то есть отрицающие Бога - все равно следуют тому ,что было повелено Им и вошло в социум, как нечто благое. на каком основании?
Аллах в Коране сообщает, что многобожие  - великая несправедливость...
соотвественно политеисты изначально несправедливы. несправедливы по отношению к себе и по отношению к Аллаху.
с точки зрения верующего, атеисты несправедливы к Богу фактом отрицания Его существования

Gilavar написал(а):

خدا نگاهدار

воспользовалась поиском ,чтобы понять... если это не Ваши слова, то, возможно, кого-то из рафидитских (шиитских) духовных авторитетов, да?
хочу сказать, что все ,что касается того, чего мы не видим и не можем проверить ,того, кто куда попадет, является хорошим или плохим, Бог что то сделает или не сделает - может или не может(астагфируЛлах) ,либо должно считаться личным мнением или измышлением - субъективным - конкретного индивидуума и не претендовать на истину ,либо должно подкрепляться текстами священного писания, где это выссказанное нечто обосновывается.

По Исламу просьба - это тоже служение Господу. Запрещены только изначально религиозно- и социально запретные (харам) и вредоносные просьбы. В остальном же - будь то материальное или духовное - нету никаких ограничений. есть только определенные советы как возносить молитвы, чтобы они, с большей долей вероятности ,были приняты.

то, что привели Вы - это утверждения какой религии?

Адам написал(а):

Всевышний увидел, что человек не выживет, если не судить его также и с милосердием, Он присоединил к атрибуту справедливости ещё и атрибут милосердия...

нечто похожее есть и в Исламе.
и еще - человек не попадет в Рай только лишь по делам своим, как бы хороши они не были, без Милости Аллаха. видимо должна быть еще и некая духовная составляющая. если она благая, то... зеленый свет, как говорится
вера ,без действий - неполна. действия без веры - бессмысленны

это мое мнение

11

закалка написал(а):

воспользовалась поиском ,чтобы понять... если это не Ваши слова, то, возможно, кого-то из рафидитских (шиитских) духовных авторитетов, да?

Нет, это просто одна из вежливых формул на фарси, что-то вроде "да хранит тебя Господь". :-)

12

закалка написал(а):

то, что привели Вы - это утверждения какой религии?

Это мои размышления. Похожую систему взглядов я встретил только в краткой лекции Максима Тирского, доброго философа, вгляды которого я во многом разделяю. Сей муж - греко-римлянин, во времена Каракаллы несколько раз выступал на форуме Вечного Города. Мне было приятно, что два порядочных человека в разные эпохи могут прийти к схожим выводам.

Впрочем полагаю, что я совсем неоригинален - и такие мысли возникают у многих.

13

Gilavar написал(а):

это просто одна из вежливых формул на фарси, что-то вроде "да хранит тебя Господь".

спасибо за разъяснение.

14

Не знаю, в тему ли:
Если человек не знает, является ли его болезнь наказанием или искушением, то не означает ли лечение болезни покушением на промысел Всевышнего? Не лучше ли поддаться болезни и страдать, надеясь на лучшее?

15

klaus написал(а):

Не лучше ли поддаться болезни и страдать, надеясь на лучшее?

Поддаться болезни - потакать своим слабостям, жалеться и причитать. Это все - инфантилизм, но не поведение взрослого человека.
Все болезни -наш вызов, проверка на прочность. Все болезни - потакание своим слабостям. Лучший способ бороться с хворями - вести себя не стандартно.При простуде - обливаться ледяной водой, при температуре - прыгать и т.д. Главное - не слушайте ваших докторов. Их учили бороться с последствиями болезней, а их причины - мы сами. И бороться с ними мы можем самостоятельно.

16

klaus написал(а):

Если человек не знает, является ли его болезнь наказанием или искушением, то не означает ли лечение болезни покушением на промысел Всевышнего?

Отрывок из "Маленькой Бетти" Марка Твена
klaus написал(а):

Не лучше ли поддаться болезни и страдать, надеясь на лучшее?

Лучше всего отважно бороться за жизнь, применяя разумные средства против недуга. Аллах Великий не любит малодушных.

17

klaus написал(а):

Не знаю, в тему ли:
Если человек не знает, является ли его болезнь наказанием или искушением, то не означает ли лечение болезни покушением на промысел Всевышнего? Не лучше ли поддаться болезни и страдать, надеясь на лучшее?

Не знаю, в тему ли ответ.
Ответ на этот вопрос с точки зрения иудаизма в общих чертах такова:
В Торе (Шмот 21:19) сказано: "וְרַפֹּא יְרַפֵּא" ("и полностью его исцелит"), что в том контексте (повествующем о том, что избивший другого обязан предоставить ему за это полную материальную компенсацию) означает "полностью оплатит лечение".
Мудрецы в Талмуде интерпретируют эти слова как позволение лечить и лечиться (מכאן שניתנה רשות לרופא לרפאות).
А с учетом обязанности беречь свою жизнь (וְנִשְׁמַרְתֶּם מְאֹד לְנַפְשֹׁתֵיכֶם) отсюда прямо следует обязанность больного лечиться.

18

Gilavar написал(а):

Лучше всего отважно бороться за жизнь, применяя разумные средства против недуга. Аллах Великий не любит малодушных.

+1

19

Порой писатели могут полемизировать друг с другом через столетия.

Вот раздумья Вольтера о справедливости и судьбе, во многом отвечающие на вопросы маленькой Бетти и ее столь наивной матери:
litru.ru/?book=29840&page=26
litru.ru/?book=29840&page=27

(из философской повести Задиг или Судьба)

20

(Вот что опубликовал в своём блоге мой френд:)
Книга Медицины. Сахих имама Бухари
Привожу избранные хадисы из 67 книги сахиха имама Бухари, "Книга медицины"

читать