X. Спорный вопрос по насху
مَا نَنسَخْ مِنْ آيَةٍ أَوْ نُنسِهَا نَأْتِ بِخَيْرٍ مِّنْهَا أَوْ مِثْلِهَا أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللّهَ عَلَىَ كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ.أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللّهَ لَهُ مُلْكُ السَّمَاوَاتِ وَالارْضِ وَمَا لَكُم مِّن دُونِ اللّهِ مِن وَلِيٍّ وَلا نَصِيرٍ.
"Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему. Разве ты не знаешь, что Аллах способен на всякую вещь? Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и что нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника?" (2:106-107) (Кулиев)
"Если мы отменяем какую-либо весть или отправляем в забытье, Мы заменяем ее на лучшую или подобную ей. Разве ты знаешь, что Аллах способен на всё? Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и Землей, и нет у вас, кроме Аллаха, ни покровителя, ни помощника?" (свой перевод)
Слово "айа" (آية) можно перевести как "весть, сообщение, знамение; аят, или стих Корана". Каждый аят – это, по сути, божественное сообщение. Однако в Исламе, в науке тафсир широко распространен такой термин как "насх" – "отмена". По теории насха некоторые аяты были отменены еще до того, как ниспослание Корана завершилось и заменены другими.
Отмененный аят называется термином "мансух", а аят, заменяющий отмененный аят – термином "насих". Это утверждение напоминает писателя-человека, который, подумав, решил вычеркнуть что-то из произведения, которое он пишет, и заменяет его другим словом, предложением или целым фрагментом. При этом вспомним, что нет ни одного достоверного хадиса, в котором Пророк (С) подтвердил бы факт насха. Возможно, теория насха появилась потому, что ранние комментаторы Корана не могли примирить один отрывок Корана с другим, и один из них объявляли отмененным. Это же объясняет тот факт, что среди сторонников насха нет единодушия относительно того, сколько же аятов Корана были таким образом отменены, и какие именно. Кроме того, нет единого мнения о том, означает ли, что отмененный аят, что он больше не является текстом Корана или это лишь отмена предписания, содержащегося в нем. Но если перевести слово "аят" как весть, то это затруднение исчезает.
Это один взгляд на теорию насха.
В защиту сторонников теории насха следует сказать, что они утверждают, что тот или иной отмененный аят был верен для исторического периода, когда он был ниспослан, но потом условия изменились, и Всевышний ниспослал другое предписание – другой аят, заменяющий его в соответствии с изменившимися условиями. Например:
В Коране имеются три аята, касающиеся алкогольных напитков. В доисламские времена распитие спиртного было широко распространено и высоко ценилось среди арабов, несмотря на все его сопутствующее зло. Эти три аята, которые привели к полному запрету алкоголя ниспосылались постепенно, шаг за шагом:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لا تَقْرَبُواْ الصَّلاةَ وَأَنتُمْ سُكَارَى... (النساء، 43)
" О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите…" (Ан-Ниса', 43)
يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَآ أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا... (البقرة، 219)
"Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Отвечай: "И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы"…" (Аль-Бакара, 219)
Прочитав эти два аята в Коране без знания о законе насха, можно придти к ложному выводу о том, что Коран, в общем-то, не запрещает пить спиртного. Последний снизошедший аят является насихом, устраняющим это заблуждение:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالانصَابُ وَالازْلامُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ. إِنَّمَا يُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُوقِعَ بَيْنَكُمُ الْعَدَاوَةَ وَالْبَغْضَاء فِي الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ وَيَصُدَّكُمْ عَن ذِكْرِ اللّهِ وَعَنِ الصَّلاةِ فَهَلْ أَنتُم مُّنتَهُونَ. (المائدة، 90-91)
"О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, азартные игры, [жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам - скверные деяния, [внушаемые] шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы [перед ними]?" (Аль-Ма'ида, 90-91)
Таким образом, утверждают сторонники теории насха, знание насиха и мансуха помогает нам в правильном применении предписаний Аллаха. Поэтому знание насха является необходимым условием при толковании Корана и помогает читающим правильно понять отдельные аяты.
Логика есть и там и тут. Может, поэтому споры по поводу насха не утихают до сих пор.
***