...Проблема меня эта мучает давно. Толчком послужило одно старое воспоминание, о котором я расскажу позже.
Тезис первый: В Коране Аллах Великий называется Всемилостливейшим и Справедливым. Иными словами, Творец не может быть источником зла в этом мире.
Меня интересует следующее: во-первых, что есть зло? Можно ли отнести ко злу процессы распада и гниения, закономерного уничтожения живых существ?
Далее, еще один вопрос: есть ли многочисленные паразиты, мучащие, доставляющие неисчислимые страдания живым существам, зло? Иными словами, является ли, трихина, малярийный плазмодий, возбудитель лихорадки Эбола, чумная палочка – злом? Если они зло, то надо признать, что все эти существа – суть творения Иблиса. А так как Иблис потенцией к творению существ в материальном мире, согласно авраамической традиции не обладает, то придется признать, что за сложные процессы многоступенчатого паразитизма тоже ответственен Аллах Великий. Как разрешить эту логическую головоломку?
Далее: Чем объяснить совершенно нелогичные, на первый взгляд и чудовищные несправедливости, которым подвергаются в этом мире живые существа. Самое яркое воспоминание детства – была у меня родственница, совсем молодая, по сути – девочка. Очень хороший и нравственный человек. Вдобавок – трудолюбивый и талантливый. И тут она погибает чрезвычайно жалкой и отвратительной смертью, совершенно несправедливой и крайне мучительной. В своих постоянных странствиях я то и дело натыкался на такие факты несправедливостей, причем, не только по отношению к людям, но и животным. Паука, попавшего в лапы осы-каликурга, можно упрекнуть только в неосторожности. Тем не менее, парализованный, лежит он долгие дни в норе осы, пока личинки жрут его заживо.
Что это?
(правда, в диалоге между Арджуной и Кришной, который привел уважаемый Элион эти противоречия будто бы снимаются, но все равно остается много неясностей...)
Часто делают упор на испытание в материальном мире. Но в первом случае говорить о испытании даже, по-моему безнравственно, поскольку человек не успел (да и не стал бы) грешить; кроме того – что это за испытание, при котором возможна чудовищная казнь? В случае же животных этот тезис вообще теряет всякий смысл, ибо как можно испытывать существа, лишенные души, понятия добра и зла? Или я ошибаюсь?
Тезис второй: Маздаяснийская традиция пытается найти выход в четком разделении источников добра и зла. Творцом Добра является Ахура-Мазда (Ормузд), творцом зла – Ангро-Манью (Ахриман). То есть все процессы распада, гниения, все болезни, все зло – прерогатива Злого Духа. Ахура-Мазда же всегблаг и творит одно добро. Зло есть результат нападения Ангро-Манью на материальный мир.
Внешне эта схема выглядит безупречной. Однако у меня сразу же возник вопрос – если Ормузд всеблаг, то на чем основаны заверения последователей пророка Заратуштры о конечной победе добра и уничтожении всех творений и действий Ахримана? Фактически, то, что они провозглашают – есть конец мира, его коллапс, самое малое – стагнация, ибо как может существовать мир без процессов разрушения, гниения, замены одних живых существ на другие?
Иными словами – как Свет может существовать без Тьмы в материальном мире?
Тезис третий: Сторонники сансары переносят причину зла в прошлое существование живых существ, придавая процессам зла космический, всеобъемлющий характер. То есть, если человек грешил в прошой жизни, то в следующей он получит сполна, при этом его статус даже может быть понижен, вплоть до растения, до бактерии, до полного ничтожества. Однако эта схема входит в вопиющее противоречие со справедливостью Творца. Ведь существа не помнят свои предыдующие жизни, поэтому не имеют возможносит исправиться!
Тезис четвертый: Атеисты вообще отвергают наличие какого-то Верховного Разума во Вселенной, предполагая, что свойство самоорганизации – неотъемлемое свойство материи. Однако педалирование справедливости атеистических «пророков» выглядит странным, так как в этой схеме понятие морали и справедливости вообще должны отсутствовать. Верна только схема Волка Ларсена: «взаимное пожирание двух дрожжей в закваске». Ибо если материя соорганизовалась в паразитические системы, то такой страшный суперпаразит биосферы, как человек, вряд ли что сможет изменить - и не меняет, как показала вся мировая история.
Вдобавок имеются факты из естествознания против атеистической теории.
Тезис четвертый: Самый, как ни странно, логический. Это тезис богоборцев, которые признают Высший Разум, но рассматривают его как очень свирепого, злобного палача или холодного экспериментатора:
Ловушки, ямы на моем пути
Расставил и велел идти... (с).
В этой позиции много страстности.