Враги нашей души
(некоторые отрывки и цитаты из книги - многое перекликается с начатой темой о Добре и Зле)
Существует много людей, которые страдают от своего неправильного поведения, несдержанности в своих чувствах и эмоциях и не могут избавиться от них. В наше время, когда материальное благосостояние одерживает верх над благочестием, многие низкие черты характера людей, такие как гнев, вражда, зависть, лживость, эгоизм и другие становятся привычками и преградой на пути понимания человеком его истинных задач и истинного человеческого счастья в этом мире. Ибн аль-Каййим сказал:
"Отгоните мимолетные мысли, ибо если вы этого не сделаете, они станут идеями. Отгоните идеи, ибо если вы этого не сделаете, они станут решениями. Если вы не отгоните решения, они станут действиями. Если вы не будете сопротивляться им, они станут привычками, от которых очень трудно избавиться".
Сплетни и клевета
... По-арабски "сплетни" – غيبة гайбэ, что означает "разговор в отсутствии кого-либо". Почти всегда причиной сплетен являются недоброжелательность и затаенная вражда к кому-либо. Родной сестрой сплетен является клевета. Сплетни и клевета разъедают собственную душу сплетника и сеют вражду между людей...
Отсутствующий человек, на которого клевещут, не может защитить свою честь и достоинство. А тот, кто слушает клевету другого и не останавливает его, сам становится его соучастником и нарушает нравственные нормы.
В своей книге "Основы психологии" доктор Манн пишет:
"В стремлении сохранить свою честь, мы можем попытаться компенсировать свои неудачи или недостатки, обвиняя в них других. Например, провалив экзамен, мы виним экзаменатора за заданные вопросы; или, если нас не назначают на более высокую должность, мы ругаем эту должность или клевещем на тех, кто ее занимает. Или же мы считаем ответственными за свою недееспособность других, хотя в действительности они совершенно ни при чем".
Лечение от этой вредной для души привычки заключается в воспитании в себе терпимости (صبر сабр). Терпимость означает принимать людей такими, какие они есть, хотя они вам и не нравятся, и относиться к ним так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам. Если кто-то богаче вас или занимает более высокую должность, чем вы, это вовсе не означает, что он стоит выше вас...
Превосходство человека над другим может основываться только на его достоинствах, искренности его веры, знаний, чистоты характера и благочестия, а не на материальном превосходстве или занимаемой должности. И если кто-то обладает указанными выше качествами, то он – образец подражания, достойный всякой хвалы, и он выше любого богача или президента компании, который лишен этих качеств.
Гнев
Гнев может проявляться двояко - в добром или в злом отношении. Если чей-то гнев несправедлив, то его состояние гнева сбивает его с истинного пути, затемняя его разум. В таком состоянии человек может натворить и наговорить столько, что потом ему придется долго об этом сожалеть. Но существует и справедливый гнев, когда его проявление оправдано. Например, когда мы видим, как жестоко избивают ребенка или пожилого человека, проявление ответного гнева вполне естественно. В такой ситуации, напротив, было бы ненормально, если бы человек никакого гнева не испытывал.
Неоправданным и несправедливым гнев становится, когда он выражается неподобающим образом: когда человек начинает кричать, оскорблять другого, и т. д. В таком состоянии гнев управляет человеком, лишая его всякого разумного мышления. Какой бы ни была ситуация – хорошей или плохой, человеку следует управлять своими эмоциями, а не наоборот...
... В таких случаях никто не сможет остановить нас, кроме нас самих. Если мы сумели сдержать свой первый порыв закричать или возмутиться – мы уже остановили себя от непредсказуемого поступка, который обернется потом против нас же самих. Конечно, научиться такому самоконтролю трудно, но вполне возможно. На это нужно время, терпение и усилия. Но научившись этому, мы будем вправе гордиться собой и спасем себя от уймы неприятностей.
Зависть и ревность
Зависть и ревность – тоже родные сестры, поэтому всё сказанное здесь о зависти равным образом относится и к ревности. Они - враги нашей души, которые заключают наш разум в кандалы, мешая нам нормально жить и развиваться. Это сильные психологические переживания, вызывающие множество страданий и непоправимых ошибок. Сократ сказал о зависти:
"Завистник проводит свои дни, уничтожая себя чувством сожаления о том, чего он не смог достичь, а другие достигли. Он чувствует горечь и жаждет, чтобы все люди жили в страдании и печали, плетя козни, чтобы лишить их счастья".
Зависть – это болезнь, которая вызывает смятение не только в уме, но и во всем теле. Завистник – это враг, прикинувшийся другом, который никогда не знает покоя и эта болезнь в первую очередь поражает его самого. Зависть или ревность сопровождаются горем и страданием, которые заполняют его жизнь, которая совсем недавно была спокойной и радостной.
...Знайте, что вы выше зависти. Тот, кто готовит себя к лучшей участи в будущей жизни, никогда не будет завидовать другим. Он всегда будет стремиться помогать нуждающимся, а если он не в силах помочь, то во всяком случае, он никогда не будет стремиться ответить злом за зло и никогда не причинит вреда другим. Ибн Аббас, например, благодаря своим высоким достоинствам и щедрой душе, не стал отвечать злом на зло своих врагов из племен бану Умайя и бану Марван, а напротив, сумел превратить их в своих друзей. Мало того, это послужило хорошим примером для других. Он простил всем своим врагам, воевавшим против Ислама с оружием в руках и заслужил у людей звания великого ученого. Другой сподвижник Пророка ибн Зубайр, который обладал такими же достоинствами, как и ибн Аббас, выбрал противоположный путь и отвечал ударом за удар, не прекращал воевать со своими врагами, и в конце концов дело кончилось тем, что в Каабе, где его нашли его враги, пролилась кровь мусульман, а его самого распяли. Этот факт мы приводим не для того, чтобы упрекнуть ибн Зубайра, а для того, чтобы сказать, что всегда есть другой, более разумный путь.
Вражда и ненависть
Вряд ли есть какое-либо другое столь опасное расстройство психики и поведения, уничтожающее душу человека, чем вражда и ненависть. Постоянно испытуемая враждебность может иметь психопатологические последствия, которые, возникнув, не излечиваются. Есть люди, которые никогда не прощают недостатков других или малейшей критики против себя. Тогда они стремятся к мести, даже если это ведет их в огненную пропасть.
Однако от нас самих зависит, как бы будем реагировать на отношение к нам других людей. Один из самых эффективных способов противостоять чувствам вражды и ненависти – это следование в жизни высоким целям...Тому, кто решил очистить свою душу и приобрести истинные знания, некогда тратить свое время на мстительные козни...
"В наше время моральные устои человечества слабеют на глазах. Иблис с успехом претворяет в жизнь главное свое оружие: внушить людям, что запретное дозволено и вполне нормально. Поэтому грубость, оскорбления, зависть, клевета будут сопровождать нас всю жизнь. Это война, которая началась очень давно, когда Зло в лице Иблиса поклялось, что уничтожит Добро, и эта война никогда не прекращалась. В наше время она принимает все более тонкие и незаметные формы, когда людям кажется, что всё хорошо, что кругом царит мир и спокойствие. И когда подросток в транспорте нагло не уступает место пожилому человеку, когда девушка идет по улице и на ходу пьет пиво, когда диктор радио весело щебечет, щедро осыпая свою речь уголовным жаргоном, когда люди равнодушно проходят мимо неподвижно лежащего на тротуаре человека, и т.д. – мало кто понимает, что это продолжение той давней, никогда не прекращавшейся войны. Поэтому, встречаясь с направленными против вас гневом, грубостью и другими проявлениями Зла, противопоставьте им свое благочестие, истинные знания, доброе отношение. В их глазах вы будете выглядеть "не своим", белой вороной, если только не откажетесь от своих убеждений, и не станете таким же, как они – бесполезно тратящим свою собственную жизнь, считающим зло нормальным образом жизни. Именно этого от вас и ждут. Поэтому будьте тверды и не показывайте вида, что их оскорбления задели вас – ведь этого они и добиваются. Отвернитесь от них и не расстраивайтесь – за все полагается наказание или награда, и есть Тот, Кто все это видит, и с каждым поступит по высшей справедливости. Будьте уверены: совершивший зло будет наказан немедленно в этом мире и в будущей жизни. Не сомневайтесь: совершивший доброе получит награду немедленно в этом мире и в будущей жизни. Знайте: угодить всем и быть любимым всеми невозможно".