УРОК 16
Грамматика:
1. Порядковые числительные
Порядковые числительные изменяются по падежам и с именем исчисляемым оформляются как согласованные определения:
الصَّفُّ الْخَامِسُ ‘пятый курс’
اَلْجَرِيدَةُ الأُولَى ‘первая газета’
муж. род жен. род
1-ый (ая) اَلأَوَّلُ
اَلأَوائلُ мн.ч اَلأُولَى
اَلأُوَلُ мн.ч
2-ой (ая) اَلثَّانِي (ثَانٍ) اَلثَّانِيَةُ
3-ий (я) الثَّالِثُ الثَّالِثَةُ
4-ый (ая) الرَّابِعُ اَلرَّابِعَةُ
5-ый (ая) الْخَامِسُ اَلْخَامِسَةُ
6-ой (ая) السَّادِسُ السَّادِسَةُ
7-ой (ая) السَّابِعُ اَلسَّابِعَةُ
8-ой (ая) الثَّامِنُ اَلثَّامِنَةُ
9-ый (ая) التَّاسِعُ اَلتَّاسِعَةُ
10-ый (ая) الْعَاشِرُ اَلْعَاشِرَةُ
11-ый (ая) الْحادِىَ عَشَرَ ألْحادِيَةَ عَشْرَةَ
12-ый (ая) الثّانِىَ عَشَرَ ألثّانِيَةَ عَشْرَةَ
Далее вплоть до 19 та же схема: меняется только порядковое числительное. Например: 19-ый (м) التّاسِعَ اعَشَر . Важно: порядковые числительные с 11 до 19 всегда ставятся в винительном падеже независимо от падежа существительного. Например:
الْكِتابُ الثّامِنَ عَشَرَ - восемьнадцатая книга
2. Место глагола в предложении.
Если в предложении есть сказуемое, выраженное глаголом, и подлежащее, выраженное именем существительным, то обычный порядок слов в предложении такой:
1. глагол + 2. имя существительное + 3. остальное
В начале предложения могут стоять и другие слова, но именно такой порядок наиболее обычен для арабского предложения. При этом важно запомнить нечто необычное для нас: глагол в таких случаях в 3-м лице всегда будет в единственном числе мужского или женского рода.
Глагол стоит в мужском роде единственного числа, если существительное после него:
1. Одно мужское лицо: دَخَلَ الطَّالِبُ الغُرْفَةَ – Студент вошел в комнату
2. Двое или более лиц мужского рода: دَخَلَ الطَّالِبانِ الغُرْفَةَ – Оба студента вошли в комнату. دَخَلَ الطُّلاّبُ الغُرْفَةَ – Студенты вошли в комнату
3. Один предмет грамматически мужского рода: كانَ الْكِتابُ عَلَي الطَّاوِلَةِ – Книга была на столе
Глагол стоит в женском роде единственного числа, если существительное после него:
1. Одно женское лицо: دَخَلَتْ الطَّالِبَةُ الغُرْفَةَ – Студентка вошла в комнату
2. Двое или более лиц женского рода: دَخَلَتْ الطَّالِبَتانِ الغُرْفَةَ – Обе студентки вошли в комнату. دَخَلَتْ الطّالِباتُ الغُرْفَةَ – Студентки вошли в комнату
3. Один предмет грамматически женского рода: كانَتْ الْجَريدَةُ عَلَي الطَّاوِلَةِ – Газета была на столе
4. Два или более предмета любого рода: كانَتْ الْجَررائِدُ عَلَي الطَّاوِلَةِ – Газеты были на столе. كانَتْ الْكُتُبُ عَلَي الطَّاوِلَةِ – Книги были на столе.
В случаях, когда существительное сопровождается более чем одним глаголом, порядок слов в предложении такой:
1. Первый глагол + 2. Существительное (подлежащее) + 3. Объект, или прямое дополнение (любое) + 4. Второй глагол
Например:
رَفَضَ الْعُمَّالُ الْعِلاوَةَ وَاضْرَبُوا – Рабочие отказались от повышения зарплаты и объявили забастовку.
При этом второй глагол полностью согласуется с существительным и в роде, и в числе. Если вышеприведенное предложение сказать русскими словами, то по-арабски нужно говорить так: "Отказался рабочие от повышения зарплаты и объявили забастовку".
3. Как сказать время?
При ответе на вопрос: كَمْ السّاعَة؟ кэм 'эс-сэ:ğа – Который час? Сколько времени? используются порядковые числительные женского рода, кроме одного часа, в котором используется количественное числительное женского рода:
السَّاعَةُ الْواحِدَة Один час. السَّاعَةُ الْخامِسَة Пять часов.
السَّاعَةُ الثّانِيَة Два часа. السّاعَةُ الرّابِعَةُ والدَّقِيقَةُ الْخامِسَةُ 4:05
السّاعَةُ الْخامِسَةُ والدَّقِيقَةُ الْعاشِرَةُ 5:10
السّاعَةُ الْحادِيَةَ عَشْرَةَ إلاّ ثُلْثاً 10:40 ("время одиннадцать без трети, т.е. 20-и минут")
السّاعَةُ الْحادِيَةَ عَشْرَةَ إلاّ رُبْعاً 10:45 ("время одиннадцать без четверти, т.е. 15-и минут")
السّاعَةُ التّاسِعَةُ وَالنِّصْفُ 9:30 ("время девять и половина")
При ответе на вопрос: في أيِّ ساعَةٍ؟ [фи: 'эййи сэ:ğа? ] "во сколько?" или مَتَى؟[мэтэ:] "когда?":
في الساعةِ الرّابِعَة В 4 часа.
Словарь:
إمْتِحانٌ (-اتٌ) экзамен مُسْتَعِدٌّ لِ - готовый к
الأَوَّلُ первый الثَّانِي второй
سَهْلٌ легкий الثَّالِثُ третий
الرَّابِعُ четвертый السَّابِعُ седьмой
قاعِدَةٌ – قَوَاعِدُ правило عادَةً обычно
فِكْرَةٌ – فِكَرٌ мысль, идея شَمِلَ - يَشْمَلُ включать в себя, содержать
أَخِيرٌ последний مُعْظَمٌ большинство
الْعاشِرُ десятый رُبْعٌ четверть
غَداً صَباحاً завтра утром السَّادِسُ шестой
الْخامِسُ пятый الْثَّامِنُ восьмой
التَّاسِعُ девятый ظُهْرٌ полдень
دَقِيقَةٌ - دَقائِقُ минута نِصْفٌ половина
ثُلْثٌ треть إلاَّ кроме; без (о минутах)
امتحان اللغة العربية
- هل أنت مستعدّة لامتحان اللغة العربية؟
- أنا مستعدّة للإمتحان في الدرس الأوّل والدرس الثاني والدرس الثالث وهي الدروس السهلة في الكتاب.
- ماذا تدرسين اليوم؟
- أدرس الجملة الأساسية من الدرس الرابع إلي الدرس السابع.
- وقواعد هذه الدروس كلها؟
- أنا عادة أدرس القواعد بعد دراسة الجمل الأساسية.
- هذه فكرة جميلة. هل يشمل الامتحان محاضرة استاذنا الاخيرة؟
- نعم. هل أنت مستعدّ للامتحان، يا كريم؟
- أنا مستعدّ للامتحان في معظم الدروس.
- إلي اللقاء في الساعة العاشرة والربع غدا صباحا.
- إلي اللقاء.
Арабские страны. Северная Африка
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=gN2beSC4GiA[/youtube]
Задания
1. Научитесь бегло читать текст. (Скопируйте в Word и арабский шрифт замените на Traditional Arabic, 18)
2. Переведите на арабский язык:
Разве ты не готов к восьмому уроку? Нет, наш экзамен не содержит этого урока. Лекция профессора завтра утром без четверти восемь. Я знаю большинство слов из этого урока. Я видел его после последней лекции в университете. Сейчас я изучаю правила десятого урока. Профессор обычно приходит без пяти минут девять. Последний урок арабского языка был очень легким.[/hide]