Каллиграфия является самым популярным направлением исламского искусства. Как гласят изречения Пророка, тому каллиграфу, который сумеет живописно и изыскано переписать Коран, откроются врата рая.
Каллиграфию должно рассматривать в исламской традиции в виде выражения духовного, нравственного начала человека, так как письменности чистота служит отображением непорочности человеческого внутреннего мира.
Расцвет каллиграфического искусства начался с момента возникновения Ислама – в декоративные изящные буквы стали преображаться семитские буквы. Графика пиктографической формы, сходная с иероглифами в их упрощённом виде, постепенно стала использоваться как для изучения, так и для передачи слова Божьего.
Это искусство в Иране было утверждено посредством изображения в письменном виде и художественной изысканной форме великих откровений Священного Корана (аятов Корана), слов, содержащихся в нём. Изящные работы мастеров иранской каллиграфии украшали мечети и другие здания.
Куфический стиль – именно он лёг в основу каллиграфической письменности в Иране. Этот стиль получил своё название от имени иракского города Куфа и благодаря особенностям, которые относили к Или Ибн Абуталибу – хазрату, считавшемуся оказывающим покровительство мастерам каллиграфии и писарям. Важно отметить, что данная форма письменности не имела гласных до 686 г.
Персидские надписи с использованием стиля куфи содержали различные декорации величественного дворца одного из династии Газневидов – Массуда Третьего. Были распространены также и всевозможное формы этого каллиграфического стиля. Стоит упомянуть и о том, что почерком «насх» и почерком «сулс», являющимися формами куфического стиля украшены храмы и дворцы эпохи Тимуридов.
Разнообразные формы каллиграфического письма в Иране везде можно увидеть: на различных тканях, монетах из серебра и золота, изделиях из керамики и металла,
Письменность куфи в исламе с 752 г. постепенно развивалась. Этому способствовало распространение использования бумаги, которую изготавливали по древним рецептов мастеров из Китая. Так появились стили написания, непохожие один на другой. Некоторые из них использовали в делопроизводстве, а другими писались книги.
Размеры куфических букв стали изменяться начиная с XX века, когда формат обычных страниц стал другим. Буквы куфи начали приобретать ровные пропорции, стали красиво сливаться друг с другом. Эти буквы и сейчас преимущественно используются для целей декоративных и непрерывно совершенствуются упорными иранцами.
Ибн Мукалла – родившийся в Ширазе, упокоившийся в 940 г., стал первым, кто установил правила каллиграфического почерка «насх». Известнейший визир династии Абассидов завершил кропотливую работу в области совершенствования мусульманской каллиграфии. Этим человеком была не только систематизированы, но и обоснованы стили почерка куфи, которых было 6. Именно им при помощи полуокружностей и окружностей было положено начало соразмерять куфи буквы и буква «алеф» стала основой по которой можно было соразмерять оставшиеся буквы алфавита. Рутинная деятельность, заключающаяся лишь в переписывании текстов, преобразилась в потрясающее каллиграфическое искусство. Первая буква арабского алфавита имеет и такое значение как «единица». Цифра эта по суффийской теории – символ Аллаха – создателя единого.
Описанные правила каллиграфии позднее усовершенствовал Ибн Бавваб, который ввёл квадратические точки как единицы измерения куфических букв, символизирующие по представлениям суфиев изначальную «чёрную каплю», которая положило начло всему сущему. По правилам Ибн Бавваба буквы «алеф» должны были иметь длину 5, 7, а также 9 точкам, при этом прочие буквы также имели определённое соотношение в точках.
С начала XIII века популярная куфи-письменность стала вытесняться другой формой каллиграфической письменности – почерком насх. Буквы куфи в период с 800 по 1250 гг. в надписях эпиграфических постепенно стали весьма замысловатыми и многоцветными и тексты трудно было читать, однако геометрические декорации создаваемые этими буквами были живописными и красивыми.
Насталик – особая форма каллиграфического письма насх, формировалась согласно правилам Ибн Мукалы с учётом особенностей фарси. Именно на насталике пишется большинство поэтических произведений не только на персидском языке, но и на турецком, и на урду. Насталик часто называют «прекраснейшей невестой» среди различных форм мусульманской письменности.
Шекасте – этот почерк выделился из настаалика в конце XV – начале XVI вв. благодаря гератскому каллиграфу Мир Шафеа. На шекасте переписывались собрания сочинений (диваны), на нём писали письма. Чтобы научиться читать тексты, написанные шекасте, нужно хорошо знать персидский язык и иметь особую подготовку. Эта особенность создаёт шекасте ореол таинственности.
Издавна существует множество способов воспроизводить каллиграфию – на бумаге, тончайшем папирусе, коже. Соткать каллиграфический узор можно и на тканях – шёлковых и прочих, его также можно вышить, нанести на керамику, выгравировать на камне, отчеканить на металле.
На бумаге каллиграфические композиции производятся пером из тростника и в редких случаях – кистью. Сделать перо из тростника и суметь приготовить чернила, которые должны быть разными – отдельное искусство. Чтобы учитель каллиграфии разрешил своему ученику нанести своё имя на созданные им надписи, необходимо годами постигать искусство каллиграфии – с большим терпением и настойчивостью.
Каллиграфы более позднего периода освоили также искусство изображения штампов и печатей состоящих из монограмм – тугра. Впоследствии «тугра», что означает «монограмма», было использовано как слово, обозначающее различные разветвления искусства каллиграфии, среди которых зеркальное отображение слов, воспроизведение афоризмов и множества религиозных притч в виде львов и птиц и пр.